Home » Детский сад » Формы работы на активизацию диалогической речи

Формы работы на активизацию диалогической речи

 

Занятия и игры-занятия.

Цель занятий и игр-занятий — вовлекать детей в разговор на определенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных вопросов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.

В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действительно уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, восполняя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удовольствие.

Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, если разговор касается:

  •  личных проблем ребенка;
  • домашних животных;
  •  леса и его обитателей;
  •  животных Африки.
  •  зоопарка и цирка,
  •  маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов и т.п.,
  •  героев телепередач для малышей и взрослых.

1.«Не плачь, мышонок»

В этой игре вам надо взять на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет и плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книги с картинками, объясняют правила игры. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает.

  •  Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет?
  •  Я с тобой поговорю. Я твои слезки вытру.
  • А ты кто?
  •  Я африканская мартышка. Слыхал?
  •  Нет, мне мама про мартышку не рассказывала. А почему ты фри., фри., фрикадельская мартышка?

Не фрикадельская, а африканская. Я живу в такой стране — Африка называется.

  •  Ты ко мне близко не подходи, потому что ты лохматая, как кошка. Ты меня не съешь?
  •  Не съем. Я ем бананы и яблоки.
  • Бананы? А что это такое бананы? Они похожи        на сыр?
  • Не похожи, но они вкуснее сыра. Я их обожаю.
  • Что делаешь?
  •  Ну, обожаю, то есть очень сильно люблю.
  •  Вкуснее сыра ничего на свете нет! Я его тоже обожаю.
  •  А ты попробуй банан. У меня вот один случайно остался.
  • Какая большая еда! И жесткая.
  • Сейчас я его очищу и дам кусочек, (чистит, отламывает воображаемая ситуация).
  •  Вкусный. Я маме и братишкам оставлю. А ты научи меня собирать мышку разрезных кубиков. Я видел, у тебя это ловко получается., и т.п.

О моих сокровищах

В любое время года дети готовы беседовать о том, какими замечательными сокровищами они обладают. У каждого — свой набор. Время от времени сокровищница пополняется. Поэтому беседы о содержимом сокровенной коробочки не надоедают детям.

Начните с рассказа о «сокровищницах», которые есть у вас самой, покажите их детям (искусственный цветок. Кружевной носовой платочек, бусы, кошелек необычной формы и т.п.). Расскажите о сокровищах. Которые были у вас в детстве.

2.Речевые игры

Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относится и сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, надо познакомить детей с лучшими литературными образцами этого жанра «Что получится, то и получится», «Кто это был?», «Садовник и цветы», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак’»

  1. Игры и упражнения со звуками и буквами

Многие дети в четыре-пять лет правильно произносят все звуки родного языка, но достаточно много и таких детей, которые искажают и заменяют в словах шипящие и свистящие звуки, а также звуки л, л’, р. Дети, имеющие дефекты речи, требуют к себе особого внимания. С ними необходимо проводить индивидуальные занятия, включающие показ и объяснение артикуляции звуков, многократное их повторение посредством игровых упражнений

На пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношения, дикцией, но и для подготовки к обучению грамоте.

Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается:

  •  в многократном повторении звукосочетаний, которые взрослыми кажутся бессмысленными. Подобного рода звукосочетания часто встречаются в малых формах фольклора для детей («Чики- брики, ты куда?»), в авторских стихах и сказках;
  •  в стремлении подбирать близкие по звучанию слова (Любушка- голубушка);
  •  в попытках определять на слух наличие знакомого звука в слове («Мое имя начинается с буквы К: Кирюша. И еще в нем есть буква Р: Кир-рюша»),

Целенаправленная и систематическая работа преподаватель по развитию речи позволяет выполнить программные задачи, поставленные для детей среднего возрастного уровня.

 

Шикокпенова Айгул Есенжоловна,

 преподаватель русского языка и литературы

 детский сад «Молдир» №71,

г. Астана

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*