Занятия и игры-занятия.
Цель занятий и игр-занятий — вовлекать детей в разговор на определенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных вопросов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.
В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действительно уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, восполняя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удовольствие.
Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, если разговор касается:
- личных проблем ребенка;
- домашних животных;
- леса и его обитателей;
- животных Африки.
- зоопарка и цирка,
- маленьких существ типа лесовичков, домовых, гномов и т.п.,
- героев телепередач для малышей и взрослых.
1.«Не плачь, мышонок»
В этой игре вам надо взять на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет и плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книги с картинками, объясняют правила игры. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает.
- Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет?
- Я с тобой поговорю. Я твои слезки вытру.
- А ты кто?
- Я африканская мартышка. Слыхал?
- Нет, мне мама про мартышку не рассказывала. А почему ты фри., фри., фрикадельская мартышка?
Не фрикадельская, а африканская. Я живу в такой стране — Африка называется.
- Ты ко мне близко не подходи, потому что ты лохматая, как кошка. Ты меня не съешь?
- Не съем. Я ем бананы и яблоки.
- Бананы? А что это такое бананы? Они похожи на сыр?
- Не похожи, но они вкуснее сыра. Я их обожаю.
- Что делаешь?
- Ну, обожаю, то есть очень сильно люблю.
- Вкуснее сыра ничего на свете нет! Я его тоже обожаю.
- А ты попробуй банан. У меня вот один случайно остался.
- Какая большая еда! И жесткая.
- Сейчас я его очищу и дам кусочек, (чистит, отламывает воображаемая ситуация).
- Вкусный. Я маме и братишкам оставлю. А ты научи меня собирать мышку разрезных кубиков. Я видел, у тебя это ловко получается., и т.п.
О моих сокровищах
В любое время года дети готовы беседовать о том, какими замечательными сокровищами они обладают. У каждого — свой набор. Время от времени сокровищница пополняется. Поэтому беседы о содержимом сокровенной коробочки не надоедают детям.
Начните с рассказа о «сокровищницах», которые есть у вас самой, покажите их детям (искусственный цветок. Кружевной носовой платочек, бусы, кошелек необычной формы и т.п.). Расскажите о сокровищах. Которые были у вас в детстве.
2.Речевые игры
Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относится и сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, надо познакомить детей с лучшими литературными образцами этого жанра «Что получится, то и получится», «Кто это был?», «Садовник и цветы», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак’»
- Игры и упражнения со звуками и буквами
Многие дети в четыре-пять лет правильно произносят все звуки родного языка, но достаточно много и таких детей, которые искажают и заменяют в словах шипящие и свистящие звуки, а также звуки л, л’, р. Дети, имеющие дефекты речи, требуют к себе особого внимания. С ними необходимо проводить индивидуальные занятия, включающие показ и объяснение артикуляции звуков, многократное их повторение посредством игровых упражнений
На пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношения, дикцией, но и для подготовки к обучению грамоте.
Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается:
- в многократном повторении звукосочетаний, которые взрослыми кажутся бессмысленными. Подобного рода звукосочетания часто встречаются в малых формах фольклора для детей («Чики- брики, ты куда?»), в авторских стихах и сказках;
- в стремлении подбирать близкие по звучанию слова (Любушка- голубушка);
- в попытках определять на слух наличие знакомого звука в слове («Мое имя начинается с буквы К: Кирюша. И еще в нем есть буква Р: Кир-рюша»),
Целенаправленная и систематическая работа преподаватель по развитию речи позволяет выполнить программные задачи, поставленные для детей среднего возрастного уровня.
Шикокпенова Айгул Есенжоловна,
преподаватель русского языка и литературы
детский сад «Молдир» №71,
г. Астана