Home » Гуманитарный цикл » Фразеологизмы. Ахиллесова пята

Фразеологизмы. Ахиллесова пята

 

Цели урока

Развивающие:

  1. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

Обучающие:

  1. Показать студентам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к родной речи.

Деятельностная: сформировать у студентов способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Задачи урока

  1. Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот».
  2. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний.
  3. Совершенствовать навык использования устойчивых словосочетаний в речи;
  4. Продолжить работу над формированием письменно — речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.

Тип урока: комбинированный

Формы работы по развитию познавательной деятельности студентов: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа.

Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение». («Перепутанные логические цепочки», синквейн, рефлексия.) таблицы по теме “Фразеологизмы”, иллюстрации, интерактивная доска. Слайды. Учебный материал

Оборудование: раздаточный материал, карточки, отпечатанный текст, презентация.

Межпредметные связи: казахский язык, английский язык,

Ход урока:

  • Организационный момент. 3 мин
  • Повторение пройденного материала. 5 мин
  • Объяснение нового материала. 15 мин
  • Закрепление нового материала 12 мин

Выполнение упражнений 5 мин

Работа с карточками

5) Подведение итогов 3 мин (рефлексия)

      6) Оценивание 1 мин

      7) Домашнее задание 1 мин

Ход урока    

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

— Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Фразеологизм”!

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной теме Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.

III. Актуализация знаний. Мозговой шторм

  1. Что такое лексика?
  2. Что такое однозначные и многозначные слова?
  3. Прямое и переносное значение слова.
  4. Омонимы, синонимы, антонимы.
  1. IV. Новая тема.

Студенты разделены на две группы.

Из букв составь слова и переведи их на казахский и английский языки.

Лексика. Leksika. Лексика

Фразеология. Phraseology. Фразеология

Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте, тебя ждёт успех!

Моё приветствие удивило вас? О каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока

123456789101112131415161718
еуктрфаоямдлзгыэби

 

4,  1,  10,  7  —         ТЕМА

2,  5,  8,  3,  7  —       УРОКА

6,  5,  7,  13,  1,  8,  12,  8,  14,  18,  13,  10,  15  —        ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Какова тема нашего урока? («Фразеологизмы»). Запишите её в тетради.

Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, красивой и яркой.

Ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место; слабое место.

Происхождение фразеологизма связано с греческой мифологией. Мать Ахиллеса

(Ахилла), одного из самых сильных и храбрых героев, чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную воду реки Стикс. Окуная, мать держала младенца за пятку, и чудодейственная вода не коснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом. Именно в пятку попала стрела, от которой Ахиллес погиб.

Задание первой группе. Отгадать загадки.

Второй группе. Разгадать ребус

Первая группа Лингвистический эксперимент

Объяснить значение фразеологизмов

Вторая группа

Определи значение фразеологизма

  1. Как с гуся вода 1. Неаккуратно
  2. Слегка закусить 2. Стреляный воробей
  3. Выполнить сразу два дела 3. Никогда

4.Приобрести что-то ненужное                                 4. Выполнить сразу два дела

  1. Пускать туда, где он опасен 5. Приобрести что-то ненужное
  2. Абсолютно безразлично      6. Пускать туда, где он опасен
  3. Опытный человек    7. Абсолютно безразлично
  4. Никогда   8. Опытный человек
  5. Рано      9. Рано

Работа по учебнику. Стр. 29. упражнение 53

Восстановите рассказ, используя слова для справок

Я работаю адвокатом, просыпаюсь ни свет ни заря. Не люблю бить баклуши, работы по горло. Возвращаюсь я ни жив ни мёртв, голодный как волк. Тут как снег на голову свалился Андреев. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что он прав в своих действиях.

(Слова для справок: неожиданно, рано, много бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сердился).

Вторая группа

Закончи фразеологизм, используя слова для справок (даны картинки)

  • Делить шкуру неубитого…
  • Купить…в мешке
  • Набито как в бочке…
  • Дуется как…на крупу
  • Смотрит как…на новые ворота
  • Ловить… в мутной воде
  • Пускать…в огород
  • Как…языком слизала

  «СИНКВЕЙН»

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра

из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка    Кто? Что? (тема).1 фразеологизм

2-я строка    Какой? (определение темы) — 2 прилагательных

3-я строка    Что делает? (характерные действия или состояния предмета)- 3 глагола

4-я строка    Что автор думает?    Фраза из 4 слов

5-я строка    Кто? Что?

Фразеологизм,

Главный, необходимый,

называет, делает.

Устойчивое сочетание, выразительной

Слов, речь

  1. V. Подведение итогов
  2. VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание.

  1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы:

точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

Страница 29, упражнение 51

Сарсенова Роза Кенесовна,

 колледж Болашак»

Мангистауская область, г. Актау

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*