Столкнувшись на уроках литературного чтения с тем, что учащиеся зачастую искажённо понимают значение встречающихся фразеологизмов, а иногда и не понимают вовсе, мы решили провести исследование, целью которого было выявление исходного уровня готовности учащихся четвертого класса к работе над фразеологизмами.
-Почему нас заинтересовало это исследование?
Часто при чтении произведений, просмотре телепередач, фильмов, да и в речи людей встречаются такие выражения, значение которых детям не всегда понятно. Мы знаем, что такие выражения- фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «Хромое слово-хромая речь», гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. А ведь овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством. Чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем овладеть и постигнуть национальную культуру. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега- много хлеба»), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошел», третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений
(«страшнее кошки зверя нет».)
Для того, чтобы знать, понимать и использовать фразеологизмы в своей речи, мы стали изучать их более углубленно. Для эксперимента были подобраны упражнения, определена пошаговая последовательность их изучения.
Как мы это делали?
Шаг 1: При чтении произведений нам встречались сочетания слов, не все из которых ребятам были понятны. Они обращались за помощью к учителю и родителям, чтобы понять смысл этих выражений. Сначала мы знакомились с теми фразеологизмами, которые часто встречаются в повседневной речи, в литературных произведениях: надуть губы, ворон считать, сломя голову, дух захватывает, зарубить на носу. Объясняли их смысл. Обычно на первых порах смысл фразеологизмов дети объясняли буквально, а значит неверно
(«ворон считать»-сосчитать, сколько ворон, «лодыря гонять»-бегать за лодырем и так далее.) Пытались найти верное объяснение вместе, опираясь на контекст, на наводящие вопросы учителя. Или же учитель приводила пример ситуации, где использовался тот или иной фразеологизм. Сообща находили и объясняли его смысл.
Шаг 2. Дети узнали, что в нашей библиотеке есть такой словарь, который называется «Школьный фразеологический словарь русского языка». Поработав с ним, они увидели, что фразеологизмы в нем размещены в алфавитном порядке, каждому фразеологизму дается объяснение, приводятся примеры использования фразеологизмов в разных предложениях, выдержках из текстов художественных произведений.
Шаг 3. Учащимся было предложено создать свой фразеологический словарик, в который они будут записывать те фразеологизмы, которые им встречаются в произведениях, изучаемых на уроках, в художественных книгах, в речи взрослых и детей. Ребята завели тетрадь, разделили страницу на 2 части, в левой части записывали фразеологизмы, а в правой части давали их объяснение.
Шаг 4. Знакомясь с фразеологизмами, мы обнаружили, что есть такие сочетания, в которых слова- компоненты детям непонятны для восприятия: «бить баклуши», «тянуть канитель», «лезть на рожон». В этом случае мы делали экскурс в историю возникновения данных фразеологизмов, работали с толковыми словарями, объясняли смысл непонятных слов. Например, «бить баклуши»-бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Шаг 5. На следующем этапе дети выполняли творческую работу- составляли предложения, употребив в них фразеологизмы. Вот примеры этих предложений:
Все ребята мыли парты, а Паша сидел сложа руки. Лиса ушла от журавля не солоно хлебавши. Моя подруга живет рукой подать. Не надо ворон считать, надо внимательно слушать объяснение учителя. Весь день я гулял на улице, а потом уснул без задних ног. На субботнике мы работали в поте лица. Тамирлан бежал по коридору сломя голову.
Шаг 6. Следующий этап- тоже творческий. Необходимо было составить и написать небольшой рассказ, используя предложенный фразеологизм. Вот примеры таких рассказов:
В класс пришла новенькая девочка Катя. Когда закончились уроки, все стали расходиться по домам. Таня спросила Катю, где она живет. «Я живу рукой подать». А Таня ей в ответ: «Ну вот, я протянула руку, но не достала до твоего дома». «Да ведь это значит, что очень близко», — сказала Катя.
У нас в ванной протекал кран. Папа пытался его починить, но у него не получилось. Тогда мы вызвали мастера. Он починил кран очень быстро. А бабушка сказала, что у мастера золотые руки.
Шаг 7. Когда ребята изучили уже достаточное количество фразеологизмов, им было предложено нарисовать к фразеологизмам рисунки, отражающие их прямое значение. Эти рисунки помогут понять их смысл. Дети рисовали рисунки к фразеологизмам: след простыл, спустя рукава, два сапога пара, как две капли воды, глаза разбегаются, как снег на голову, тянуть кота за хвост, как с гуся вода, повесить голову, как курица лапой. Затем по рисункам угадывали, какой фразеологизм изображен, объясняли его значение, составляли с ним предложение или диалог.
Шаг 8. После изучения темы «Синонимы и антонимы» было дано задание к предложенным фразеологизмам подобрать синонимы (антонимы) из другой колонки:
Подбери фразеологические обороты-синонимы
Золотые руки | с глазу на глаз |
Закрывать глаза | бок о бок |
Плечом к плечу | кот наплакал |
Один на один | лодыря гонять |
Одним словом | мастер на все руки |
Бить баклуши | смотреть сквозь пальцы |
Капля в море | короче говоря |
Подбери фразеологические обороты –антонимы.
Больше всего | за тридевять земель, на край света. |
Брать себя в руки. | расхлебывать кашу. |
В двух шагах- | спустя рукава. |
Не покладая рук | хоть пруд пруди |
Капля в море | выходить из себя |
Засучив рукава | сложа руки. |
Заваривать кашу- | меньше всего |
Шаг 9. Наблюдение и исследование.
После того, как мы узнали больше о фразеологизмах, мы с ребятами решили провести наблюдение и исследование. Для этого мы разделили детей на группы и каждой группе дали задание:
1 группа: Просматривая передачи, фильмы, мультфильмы, находить и записывать услышанные фразеологизмы.
2 группа: Читая художественную литературу, обнаруженные фразеологизмы выписывать в тетрадь.
3 группа. Наблюдая за речью детей на переменах, записывать услышанные фразеологизмы.
4 группа. Наблюдение за учителем. Замеченные в речи фразеологизмы выписывать в свою тетрадь.
5 группа: наблюдение за речью родителей. Услышанные фразеологизмы фиксировать.
Шаг 10. После того, как был выполнен предыдущий вид работы, ребята записали свои наблюдения и сделали небольшой комментарий.
(Приложение)
Наблюдение | комментарий |
Я читала казахскую легенду «Танцующие березы».Мне встретилось такое предложение: «Они так очаровали всех, что у людей, наблюдавших за их искусством, захватило дух». | «Захватило дух»-это фразеологизм, только я точно не знала его значение и посмотрела в словаре.
Камила. |
Мы с сестрой и папой зашли на кухню завтракать. Мама поставила на стол горячие пирожки. Папа ей сказал: «Ты опять встала ни свет, ни заря?» | Я понял сразу, что это фразеологизм, и что он обозначает «очень рано».
Тагир |
Алла Алексеевна объясняла новую тему. Тамирлан повернулся в сторону и не слушал. Она ему сказала: «Тамирлан, сейчас же перестань витать в облаках».А еще она часто говорит «лодыря гонять», «ворон считать». | Так говорят ученикам, которые не слушают, отвлекаются. Я думаю, что многие учителя употребляют эти фразеологизмы.
Тамила. |
Я читала казахскую сказку «Чудесная шуба».Мне встретился фразеологизм вот в этом предложении « Надел Алдар Косе лисью шубу, пересел на байского скакуна и помчался, обгоняя ветер» | Мне понятно значение фразеологизма «обгоняя ветер»- это значит «очень быстро».
Алина |
Я читал рассказ А.П. Чехова «Каштанка». Мне встретились такие выражения: «В комнате не было ни души», «Жизнь текла как по маслу» | Я понял, что фразеологизм «Как по маслу», означает «очень хорошо».
Тимур |
В произведении Виталия Бианки «По следам» мне встретился фразеологизм: «Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине» | «Духом домчался»-означает очень быстро.
Артур |
Мы читали произведение Валентина Катаева «Море», там я обнаружил несколько фразеологизмов: «Ноги бежали сами собой. Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.» | «Сами собой, во все горло, очертя голову»-фразеологизмы, мне понятно их значение.
Элита. |
Шаг 11. Анкетирование
Мы провели анкетирование в 3 и 4 классах на знание фразеологизмов и объяснение их значения. В анкетировании участвовали 42 человека. По 4-5 фразеологизма вспомнили и записали восемь учеников. От 1 до 3 фразеологизмов записали 22 ученика. Остальные 28 % учащихся не написали ни одного.
Из предложенных 10 фразеологизмов объяснил значение 7-8 выражений четыре ученика, от 2 до 6 выражений-14 учащихся, один фразеологизм-6 учеников. Из проведенной анкеты видно, что ученики 3-4 классов недостаточно знают фразеологизмы и зачастую неверно объясняют значение.
Основные результаты исследования
Приступая к работе над исследованием фразеологизмов, ребята еще не знали, как много нового и интересного из истории русского языка, культуры нашего народа им откроется. Они углубили свои теоретические знания по фразеологии, узнали, что мир фразеологизмов необычайно многообразен. Учащиеся стали обращать внимание на употребление устойчивых выражений в собственной речи, в самостоятельных творческих работах, от чего их устная и письменная речь стала более яркой и выразительной.
Наша работа помогла привить любовь и воспитать интерес к русскому языку, повысить общую культуру речи учащихся нашего класса. Многие ребята, пожалуй, впервые задумались над значением слов и выражений.
В ходе данного исследования установлено, что фразеологизмы всегда можно встретить в литературных произведениях в устной речи, в телепередачах. На основе проведенной работы мы стали более внимательно относиться к речи окружающих. Установили, что если изучать фразеологизмы более углубленно, то будешь всегда понимать значение прочитанного или услышанного, использовать их в своей речи. Дети обогатили свой словарный запас, убедились в том, насколько многообразен русский язык, как по-разному можно выразить свои мысли.
Арнаутова Алевтина Алексеевна,
учитель начальных классов высшей категории
СШЛ № 21, г. Кокшетау