«Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину».
(М. Пришвин)
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с последствиями возникает необходимость охранять природу от её варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное отношение к природе. И начинать нужно с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить. Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не просто дар «модному» направлению в педагогике, а воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении духовной сферы ребёнка, в способности сформировать у детей положительные нравственные качества через взаимодействие с природой.
Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» — дом; «логос» — знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. С детства ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, — это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать три главных задачи:
- формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
- развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
- формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Цель дошкольного экологического образования– способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:
- доступной для ребёнка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и её значении для человека;
- воспитанию любви к природе, необходимости её охраны;
- поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
- формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.
Приоритетными являются следующие методы, формы и средства:
- наблюдения за окружающей природой, знакомство с фольклором, чтение литературы, просмотр телепередач и т. д. на экологические темы; • озеленение открытых площадок;
- фенологические наблюдения за живыми объектами;
- участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
- поделки из природного материала;
- дидактические, сюжетно-ролевые игры, занятия, праздники на экологические темы.
Однако, одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, ведь каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог — родитель; педагог — ребенок — родитель.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Необходимо изменить модель восприятия мира у наших детей, предложив им экологически правильную ориентацию. Здесь изначально закрепляется сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Где-то он превосходит своих соседей, а где-то и они его. Не обладает человек силой медведя, скоростью гепарда, зоркостью орла, не должно у него проявляться высокомерия к своему живому окружению. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает свою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планете.
Ваисова Динара Сериковна,
воспитатель,
ГККП «Ясли-сад «Батыр»,
г. Петропавлск, СКО