Цели: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления.
Задачи:
— познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
— способствовать воспитанию любви к родной природе;
— пополнение знаний учащихся по экологии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением природы,
Ресурсы: Компьютерная презентация.
Средства обучения: ватман, маркеры.
Ход классного часа
Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой!
Иванова Ольга читает стихотворения А.Максимова
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
— Ребята вам не безразлично будущее нашей планеты?
— Вы хотите дышать чистым воздухом? Пить чистую воду?
— Сегодня мы с вами должны выяснить, что каждый из нас может сделать для этого.
Оценить себя, свое поведение по отношению к природе, задуматься над тем, какой вклад каждый из нас может внести чтобы долго жить, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, что сегодня реально угрожает нашему существованию.
Итак, наш классный час называется «Экология Казахстана»
— Ребята, прежде перейти к теме классного часа я хочу задать вам несколько вопросов
— Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться? О чем порассуждать на нашем классном часе сегодня?
Дерево ожидания (каждый ученик на листочке пишет ответ на вопрос и прикрепляют к макету дерева)
І. — А сейчас прощу вас ответить на вопросы.
- Экология — это…?
Наука о взаимодействии живых организмов и окружающей среды.
- Кто первым ввел термин «экология»?
Эрнст Геккель
- Сколько существует основных законов экологии?
4. Какой из этих методов исследования применяется в экологии?
метод моделирования
- Основные запасы пресной воды находятся в…
ледниках, айсбергах и полярных снегах
- При зоогенных влияниях кто их осуществляет?
животные
- Когда отмечается Всемирный день окружающей среды?
5 июня
- Экологический терроризм — это?..
умышленное масштабное загрязнение окружающей среды
- Влияет ли деятельность человека на окружающую среду?
да
- Элементом какой среды является воздух?
наземно-воздушной
ІІ. — А сейчас вашему вниманию видеоролик про экологию нашей страны.
ВИДЕОРОЛИК
— Ребята какие проблемы экологии нашего города, района вы знаете?
(учащиеся называют экологические проблемы) —
Сегодня мы с вами обсудим несколько из этих проблем.
- Лесные пожары
- Загрязнение окружающей среды — мусорные свалки
- Загрязнение воды
Сейчас мы с вами рассмотрим причины возникновения этих экологических проблем.
ІІІ. Работа в группах (3 группы) каждой группе выдается ватман и маркеры
1 группа- Лесные пожары
2 группа –Мусорные свалки
3 группа – загрязнение воды
Назовите причины этой проблемы, почему возникают, от чего это зависит.
Время на выполнения задания 7 мин
Ребята посмотрите на причины и оцените свое поведение в природе (ОЦЕНИВАНИЕ)
По 5-ти бальной шкале (Учащиеся оценивают себя по шкале: лесные пожары, мусорные свалки, загрязнение воды)
5.Экология нашего района зависит от каждого из нас.
— Ребята подумайте над тем, какие качества мы должны воспитывать в себе, как изменить свое поведение, чтобы улучшить экологическую обстановку, в нашем городе. (учащиеся называют качества)
- Волевые
- Неравнодушие
- Милосердие
- Трудолюбие
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом.
ІV. Задание «Эрудит»
Задание: Найти соответствие и объясните с позиции экологии следующие пословицы: (Каждой группе выдаются фотографии и фразы, которые они должны подобрать) «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
«Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки»
«Под лежачий камень и вода не течет»
«Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать»
«Был бы лес, соловьи прилетят.»
«Добрая земля — полная мошна, худая земля — пустая мошна»
«Вода камень точит.»
«Не зная броду, не суйся в воду.»
«Загадил свой дом — не загрязняй чужой!»
Творческое задание (работа в группах) 1группа «Что мы можем сделать вместе?»
Задание: Что мы можем сделать нашим классным коллективом для защиты окружающей среды нашего города, района.
2 группа «Обращение к людям»
Задание: Написать небольшое обращение к людям, как должен относится человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране окружающей среды
3 группа Коллаж «Природой будем дорожить»
Задание: Выполнить из предложенных картинок и фраз коллаж
Вот и подошла к концу наш классный час, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.
Рефлексия
А сейчас я попрошу каждого из вас продолжить предложение:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- я задумался…..
- решил в себе изменить…
- уверен, что буду….
Заключение: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в наших руках.
Мустафина Н.К.,
классный руководитель,
11А класс КГУ СОШ №59
г. Караганды