В соответствии с обновленной программой содержания образования, говорению придается особое внимание в связи с тем, учащиеся испытывают трудности при общении на уроках английского языка и при общении с носителями языка. Перед учителями стоит задача, как научить детей говорить бегло.
В традиционном обучении больше внимания уделялось грамматике, переводам текста, развитие навыков говорения терялось на этом фоне. В данный момент при переходе на новую образовательную модель образования развитию функциональной грамотности придают особый статус, так как сейчас молодые люди уезжают за границу на учебу и работу.
Обучение говорению сейчас является наиболее актуальным и проблематичным. Прекрасно владея навыками грамматики, учащиеся не могут бегло говорить. В программе обновленного содержания большое внимание придается развитию навыков говорения.
Возможность свободно говорить по-английски имеет решающее значение для успеха обучения как в классе , так и за пределами класса. Учитель формирует коммуникативных навыков путем создания конкретных ситуацией общения, моделируя реальные ситуации, погружая учащихся в иноязычную среду посредством песен, видео ресурсов.
В процессе обучения говорению очень важно практиковать жизненные разговорные ситуации, используя ранее выученные речевые обороты.
Активный метод “Survey” для развития навыка говорения и письма является эффективным, гарантирующим полное вовлечение всех учащихся независимо от уровня подготовленности учащихся. Главное преимущество этого метода в том, что учащиеся задают и отвечают на вопросы без контроля со стороны учителя и записывают ответы своих сверстников. Таким образом, менее продвинутые учащиеся погружаются в естественную среду общения. В процессе проведения опроса учащиеся делают себе заметки при заполнении опросника. Закончив опрос, учащиеся подводят итоги опроса, а затем озвучивают.
Активный метод “Carousel” /“Gallery Walk” эффективен для развития навыков говорения и письма. Учащиеся обходят классную комнату, где развешены постеры с вопросами, учащиеся записывают свои варианты ответов и переходят к следующему постеру, и так по кругу возвращаются к своему постеру. Внимательно изучив ответы на вопросы, учащиеся озвучивают результаты и выражают свое согласие или несогласие с ответами своих товарищей.
Стратегия “Information gap” дает возможность учащимся собрать информацию по тому или иному вопросу и далее обсудить, дав каждому ученику высказать свою точку зрения.
Gather information about teenage problems and then talk about how to solve teenage problems.
Активный метод “Complete the story” развивает критическое мышление учащихся. Учитель рассказывает историю и дает возможность учащимся докончить историю, добавив несколько предложений для ее продолжения. Учащиеся могут сами додумывать сюжет, добавляя новые персонажи и события.
Read about Richard and his family. What do you think they will do next?
Активный метод “Interview” отличная возможность для учащихся практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и за пределами класса, а также развивает функциональную грамотность учащихся. Учащиеся берут интервью у своих сверстников, задают вопросы смоделированные учителем. Учитель выбирает рубрику для учащихся, чтобы помочь учащимся выбрать вопросы для интервью. Учащиеся могут сами придумать вопросы.
Take the role and interview one of your calssmates/ Ask him/her about how they spend their free time.
“Written Conversations” Учащимся раздают небольшой фрагмент текста, вопрос или утверждение. Учитель просит учащимся подумать над темой или концепцией предстоящего урока и просит написать несколько предложений , далее учащиеся обмениваются своими записями. Дать время изучить записи и дат комментарии по содержанию записей.
Развивая те или иные навыки, нельзя утверждать, что мы развиваем один только навык. Развитие одного навыка ведет к развитию другого навыка: аудирование-письмо, аудирование –говорение, чтение-говорение, чтение-письмо. Все активные методы способствую полному вовлечению учащихся в учебный процесс. Даже менее продвинутые учащихся могут быть активными участниками процесса обучения, если они мотивированы и заинтересованы.
Хайруллина Гульмира Джунусовна,
старший прeпoдaвaтeль кaфeдры
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,
ФAO «НЦПК «Өрлeу» ИПК ПР пo Кaрaгaндинcкoй oблacти