Home » статьи » НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН:  ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН:  ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Баянова Лаззат Болатовна
школа – гимназия №69
г. Нур-Султан
учитель русского языка и литературы
педагог – исследователь

К философии  можно  прийти
и  не имея денег на дорогу.
Сенека

 

Основная цель высшего педагогического образования  состоит  прежде всего в удовлетворении потребностей школ в квалифицированных учителях  и воспитателях, готовых в своей профессиональной деятельности использовать результаты новых научных исследований, ставших достоверными и общепризнанными, но еще не включенными активно в школьную практику. Поскольку в быстро изменяющихся условиях развития общества меняется и школьный заказ на выпускников школы, которые должны рассчитывать на потребности не только сегодняшней, но и будущей школы. Исследование общих закономерностей формирования целостной творческой личности в процессе обучения различным дисциплинам продуктивно и в филологической области.

Размышляя о роли филологии, о значимости филологического знания, дисциплин  Д.С.Лихачев определял филологию как «высшую форму гуманитарного образования, объединительную для всех гуманитарных наук».  По самой своей сути филология  интегративна. Быть филологом, значит обладать широчайшими глубокими, то есть интегративными знаниями в различных областях науки, иметь развитый эстетический вкус, уважение к своей национальной культуре, ее прошлому и настоящему, и культуре других народов.

В связи с этим актуальность темы научно-методическое обеспечение филологии определяется объективной необходимостью путем совершенствования профессионально-педагогической компетенции учителя решить проблему недостаточного и полного содержания методических пособий по филологии путем выбора метода обучения русскому языку.                                                                                          Сейчас особенно актуальной стала проблема обеспечения школ учебной литературой, методическими пособиями. Во многом это объясняется трудностями экономического характера, однако объяснение этой причины не смягчает остроты проблемы для учителя и учащегося. Порой с таким интересом и пристальным и вниманием встречают учителя выход в свет каждого нового учебного пособия. Если учитывать, как велика нужда в них, понятно, что тираж выглядит смехотворным 1000-2000 экземпляров. Высокая потребность в методических пособиях очень велика, однако,  и   это не останавливает учителей, которые посвятили себя делу просвещения.                                                                                              Ценность методических пособий определяется тем, что в них обобщается многолетний опыт работ на кафедре методики преподавания русского языка и литературы.

Рецензируемые работы позволяют вырабатывать глубокие прочные знания, так как отвечают требованиям, предъявляемым к учебной литературе – универсальность, стабильность, достоверность, систематичность теоретических сведений, компактность и точность фактического материала. Это проявляется в способах и приемах, в формулировке правил.                                                                         Содержание и методы преподавания филологических дисциплин в школах совершенствуются по мере развития современной науки о языке. Филологические факультеты русского языка и литературы, иностранных языков и др. оказывают в этом преподавателям и учителям постоянную помощь, организуя семинары, конференции курсы повышения квалификации, участвуя в работе институтов усовершенствования учителей.    Филологические факультеты поддерживают связи с учебными и научными учреждениями зарубежных стран, обмениваются преподавателями, студентам, участвуют в организации и работе Международной ассоциации преподавателей филологических дисциплин.

В «Концепции развития образования Республики Казахстан » мы должны обеспечить переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, умению самостоятельно расширять и углублять их. Это положение требует от учителя определенной организации урока как процесса, позволяющему ученику развить необходимые компетенции. Учитель должен ясно понимать, какие возможности предоставляет русский язык и литература как научные дисциплины для решения обозначенных задач. Возникла необходимость в создании разнообразных программ прикладных курсов, курсов по выбору.

Главная проблема связана с учебно-методическим материалом, обеспечивающим реализацию программы. Необходимость решения этой проблемы делает приоритетным в методической работе обеспечение научно-методического роста учителей. Поэтому в данное время учителя работают по выбранной методической теме, работа над которой развивает профессиональное мышление, учит отбирать, анализировать и синтезировать приобретенные знания для достижения педагогических  целей, предполагающий ежегодный самоанализ, отчет и продукт деятельности. Работа творческой группы, позволяющая учителям вести научный поиск, обобщение педагогического опыта, его демонстрация и популяризация – все эти формы развивают профессиональную компетентность учителя. Сегодня учитель – это информатор, он должен уступить место учителю-организатору активной, творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.  На заседаниях методического объединения учителя представляют свой дидактический материал, рассказывают  об  эффективности его применения.                                                      Особенно большую роль в научно-методическом обеспечении филологических дисциплин играют технические средства. Из технических средств, применяемых в обучении русскому языку, используются:

-видео, аудио-аппараты;

-профессиональные компьютеры…

Их преимущества в том, что они совершенствуют устную и письменную речь учащихся, помогают сделать ее выразительной, помогают  прослушать учащимся собственную речь и речь товарищей, при этом оценивая ее.

Если же мы с вами коснемся вообще всей проблемы организации методической работы учителя русского языка и литературы в условиях обучения, то требования времени заставляют учителя примерять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько учитель хорошо знает своих учеников, их потенциальные возможности.

Все составляющие методической работы направлены на реализацию главной цели – воспитание инновационной, рентабельной личности Казахстана. « Чтобы стать конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Это приказ нашего главы государства. Каждый учитель ежедневно применяет педагогические технологии на уроках и во внеурочное время. Сам термин образовательная технология появился сравнительно недавно: в 60-х г. 20 века и стал впервые использоваться американскими педагогами.

Ни одна из технологии в наших конкретных условиях  не универсальна, ведь мы имеем классы  с различным подбором  учеников, с огромным разбросом их уровня подготовленности, недостаточным обеспечением наших кабинетов.  Но  тем  не менее мы можем с вами использовать на  сегодняшний день, наиболее прогрессивные, доступные  технологии  при изучении русского языка и литературы.

В связи с переходом на  обновленную  систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения.  Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Методисты отмечают, что учеников  привлекает   прежде все  то, что связано с самостоятельными поисками и открытиями.                                                           Предназначение педагога – учить  учиться,  обучая, воспитывать, формировать у школьников познавательный интерес, потребность в серьезной умственной деятельности. Поэтому так важны обществу   профессионализм учителя, его объем знаний, общая и речевая культура, начитанность, доброта, терпимость,  умение слушать и слышать ученика.

Литература:

  1. Послание Президента  Н.А.Назарбаева « Казахстанский путь- 2050: единая цель, единые интересы, единое  будущее» .
  2. Концепция развития  образования Республики Казахстан.
  3. Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М., 1981г.
  4. Даль В.И. Толковый  словарь живого великорусского языка. – М., 1979г.
  5. Д.С. Лихачев. Культурология. – М. — Л., 1977 г. – 19-34 с.
  6. Жампеисова М.Ж. Школа как творческая лаборатория. – А., 1999 г. — 12-36 с.
  7. Мусатаева А.Ж. Методика преподавания. – А., 2001 г. – 26-31 с.
  8. Тургымбаева Т.С.  Теория развивающего обучения. – А., 2000 г. – 78-85 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*