Бурмакова Аккибат Куватбаевна
Учитель русского языка и литературы
Жанаозенской школы-гимназии
города Жанаозен Мангистауской области,
педагог-исследователь
Дистанционное обучение — это требование времени. Для нас это вызов. Вызов не только учителям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и нашим ученикам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли.
Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель русского языка и литературы на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения будет не хватать. Так нам казалось в начале обучения. И мне, учителю с 25-летним стажем работы, переход на ДО стал неожиданностью. Передо мной стали вопросы «Как быть? Что делать?» . Но, как говорится ,»глаза боятся, а руки делают». На помощь к нам приходит новая технология. Сегодня благодаря интернету у нас есть возможность пользоваться дистанционной технологией, можно выбрать любую образовательную платформу : bilimland.kz , daryn.online, Mektep OnLine и др.
Я чаще использую daryn.online, так как здесь есть большая теоретическая база по этому предмету. Любая тема подробно освещена теоретически. Написано доступно и понятно. Если ученик не понял что-то, он с лёгкостью может освежить в памяти материал. Так же всю теорию сразу можно закреплять, отрабатывая на практических заданиях.
Для того ,чтобы правильно организовать урок ,я следую данной памятке:
1.Подготовьтесь ( план работы учащегося, цель урока, задания, ссылка).
2.Выберите платформу обучения. Именно здесь мы будем размещать (присылать) материалы для изучения и формы для выполнения заданий (daryn.online, mektep.edu.kz, ok.edus).
- Определитесь с формой дистанционного обучения ( я часто пользуюсь системой Zoom и WhatsApp ( видеозвонок).
- Составьте расписание занятий. Расписание проведения занятий должно соблюдаться, и к моменту начала обучения все материалы должны быть созданы (подобраны), размещены в соответствующих местах и доведены до детей.
- Обратная связь с учениками. Контакт с учениками в дистанционном обучении – самое важное. Нам необходимо постоянно знать, понятна ли поставленна
задача ученикам, обеспечен ли полноценный доступ к материалам обучения и т. д.
6.Урок (5–10 минут на просмотр видео или на работу с текстом, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письменное задание). Индивидуальные ошибки необходимо сообщать ученику лично, разъяснять сложные моменты.
Присланные на проверку материалы должны быть оценены до начала нового занятия, иначе ученики потеряют мотивацию и ощущение серьезности дистанционного урока.
- Интерактивность. Я считаю, что интерактивное взаимодействие необходимо,
так как мы можем организовывать обсуждение в группах по теме произведения, общаться на этапе закрепления, при выполнений задач с распределением ролей.
Обязательно с начала просмотра какого-либо иллюстративного или видеоматериала я перед ребятами ставлю учебную задачу, задаю вопросы, на которые они после просмотра должны ответить. Работа с видеоматериалами активирует детей на познавательную деятельность, они с охотой отвечают на вопросы, применяют полученные знания. Например, посмотрев по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9tJn10ZO1Z8 видеоролик, учащиеся 9-го класса самостоятельно создали буктрейлер к историческому роману В.Г.Яна «Чинггиз-хан». Как не оценить такие работы на «отлично»!
Мы понимаем, что дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи учителя по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и учение является Вашей общей важной задачей. Вместе мы всё преодолеем. Мы вместе.