Внедрение медиаобразования на обязательном уровне в организациях образования — перспектива из категории четких целей.
Насколько тема медиатехнологий востребована у костанайских педагогов? Какова роль этого направления и действительно ли современная школа нуждается в нем? Об этом на секционном заседании августовской конференции работников образования говорили учителя, работающие со СМИ, и руководители школьных масс-медиа. В рамках главного педсовета года секция «Медиаобразование: новые реалии школьных СМИ» проводилась впервые.
Организованная методическим кабинетом дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области, она вызвала живой интерес и оживленные споры.
— Если обратиться к статистике, в большинстве европейских стран, например, в Великобритании и Австралии медиаграмотность — это отдельный курс, часть гуманитарных предметов, преподаются которые сначала в школе, а потом в вузе, — обратилась к участникам заведующая сектором информационного сопровождения отдела ИЭД и ОСО методкабинета ДиОСО УО АКО Оксана Лукаш. — К слову, в Швеции медиаобразование обязательно с 1980 года, а в Дании — с 1979-го. Оценив опыт прогрессивных демократических стран, можно найти десятки положительных примеров интегрирования медиаобразования в учебный процесс. Правда, в странах СНГ пока нет четкой концепции и стандарта медиаобразования. Но благодаря группе энтузиастов, объединяющих педагогов, ученых, методистов, лидеров общественных организаций, медиаобразование уже приходит в школы.
Как отмечают эксперты медиарынка, продиктована эта тенденция тем, что на уровне государства педагоги осознают важность формирования у обучающихся информационной «иммунной системы». Правительства европейских государств так же придерживаются мнения, что основам медиаграмотности детей нужно начинать обучать со школьной скамьи.
Известный костанайский блогер, коуч по медиаграмотности, руководитель Школы детской фото-видеожурналистики «MEDIA MASTER» Николаос Мармалиди считает, что среди костанайских школьников всё больше тех, кто проявляет интерес к журналистике и хочет попробовать свои силы в этой сфере деятельности. При этом не каждый стремится стать журналистом-профессионалом. Среди опрошенных подростков Костаная только 20% учащихся связывают будущую профессию с журналистикой. Итогами тренингов и соцопросов Мармалиди стали авторские учебные проекты. В частности, костанайская школа медиаграмотности и фотожурналистики.
В свою очередь, создание медиапродукта остается одной из самых эффективных медиаобразовательных технологий. В организациях образования Костанайской области педагоги вместе с юнкорами работают над выпусками школьных газет, радио, — и телесюжетов. В СШ №14 им. Карбышева Костанайского района талантливых детей много лет объединяет кружок «Юный журналист» и выходит газета «PROкаДЕТСТВО, руководит которыми учитель русского языка и литературы Асхат Алтыбаев. А в СШ №10 г. Рудного учащиеся под руководством педагога дополнительного образования Ольги Климовой изготавливают собственные компьютерные фильмы, теленовости. Кружок школьного телевидения символично называется «Говорит и показывает «Десяточка».
Медиапедагог уверена, что целью создания видеоконтента является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. — Кружок занимает особое место в системе дополнительного образования школы-гимназии № 10 г.Рудного, — отметила Климова. — На сегодняшний день это самостоятельное объединение творческой, талантливой, одаренной молодёжи.
Трудно переоценить и образовательную составляющую работающей в костанайской СШ №8 радиоостудии, руководителем которой является Татьяна Чесовская, учитель русского языка и литературы.
— Дети очень серьезно относятся к интервью, готовят ответы, оттачивают свою речь и дикцию, — поделилась опытом работы Татьяна Валерьевна. — А как старательно готовятся к интервью родители наших учеников! Ведь это сближает их с детьми, учит находить общий язык с подрастающим поколением.
По мнению Тамары Поповой, учителя русского языка и литературы Ломоносовской средней школы Мендыкаринского района, которая восемнадцать лет руководит кружком «Юный лингвист», современное информационное пространство позволяет стереть грани между сельской и городской школой. Благодаря чему оно становится международным, универсальным, по сути. Это не раз на медиафорумах различного уровня подтверждали воспитанники Тамары Геннадьевны, доказывая из раза в раз, что приобретенные в школьные годы навыки медиаграмотности – универсальны и являются мощными инструментами образования и участия в общественной жизни.
Ольга АЛЕКСЕЕВА