Home » Учебно-методические материалы » САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Опыт преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Нетрадиционные формы занятия реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки, носящая игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.[1]

На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к занятию; предусматривается минимальное участие на занятии учителя. Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок – спектакль, урок – интервью, урок–праздник, урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок, урок–проект, урок–мюзикл, урок–экскурсия. [2] Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям –планируемым результатам обучения. Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения.

Типы занятий:

Варианты нетрадиционных уроков

Уроки формирования новых знаний

Интегрированные (межпредметные)

Учебные конференции

Уроки-экскурсии

Уроки – исследования

Уроки обучения умениям и навыкам

Практикумы; уроки – диалоги;

Уроки с ролевой, деловой игрой.

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Повторительно – обобщающие диспуты;

Семинары внеклассного чтения

Игровые уроки: КВН; «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»;

Уроки – инсценировки(Урок – суд; урок – концерт);

Уроки-конкурсы;

Уроки-соревнования

Уроки проверки и учета знаний и умений.

Уроки – консультация;

Зачетные уроки;

Уроки викторины;

Смотр знаний;

Защита творческих работ, проектов.

  1. Подготовка и проведение нетрадиционных уроков Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся; -анализ урока. Возможности нетрадиционной формы урока[3] Для учащихся взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ.

Предлагаю вниманию преподавателей некоторые виды работ для проведения нестандартных занятий.

Кроссвордный диктант.

Преподаватель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется и знание грамматического разряда, и усвоение терминов, и их написание. Например:

  1. Все слова языка. (Лексика)
  2. Словарь отдельного человека, запас слов. (Лексикон)
  3. Раздел языкознания, изучающий лексику. (Лексикология)
  4. Название статьи в словаре.(Словарная статья)
  5. Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
  7. Переносное значение слова.(Метафора)
  8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Омонимы)
  9. Слова, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся оттенками лексического значения.(Синонимы).
  10. Слова одной той же части речи с противоположным значением.(Антонимы)
  11. Самый короткий отрезок текста, необходимый для понимания лексического значения. (Контекст).[4]

Портрет встречного.

Эта своеобразная форма работы по развитию связной речи начинается с предварительной беседы с учащимися о деликатности и чувстве такта. После этого учащиеся, возвращаясь из школы домой, наблюдают за прохожим, который заинтересовал их по каким – то данным. Учащиеся рассматривают его, но при условии, что человек этого не замечает. На следующем занятии в группе учащиеся создают (устно или письменно) психологический портрет прохожего: особенности его характера, настроение и т.д., аргументируя свои предположения.[5] Второй вариант этой работы – создание портрета друга, соседа по парте и т.д. На эту работу отводится 10-15 минут. Затем преподаватель зачитывает описание, а группа должна узнать, кто описан, и дать короткую рецензию на его описание. Фамилия автора называется с его согласия. Главное в этой работе – создание не просто описания, а психологического портрета человека.

 

Список использованной литературы:

 1.Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб.пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ,1989. 2.Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение, 1996

3.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998.

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

старший  преподаватель кафедры ППСОП

филиала «АО «НЦПК  Өрлеу» институт повышения квалификации

педагогических работников по Жамбылской области

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*