Home » статьи » Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Алинова Гульнара Шахановна
Учитель математики
КГУ «Заринская средняя общеобразовательная школа»
отдела образования Павлодарского района,
Управления образования
Павлодарской области

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.

Часто в нашей повседневной жизни приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять свой кругозор.

Создание ситуации успеха на уроках математики оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Я в своей педагогической деятельности  повышаю мотивацию учащихся к обучению с помощью различных методов и приемов, создавая ситуации успеха на уроке, приводящих к повышению качества знаний.

(практикую прием) Возьмите в руки карандаш ( любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

Использую пословицы, цитаты, выдающихся личностей, притчи. «Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «Храма знаний»

Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой»

Практикую стратегию: «Снежный ком» — в начале урока озвучить изученную тему. И каждый ученик имеет право сказать одно предложение по теме ( определение, теорему, свойство). И так по очереди. Должен получиться рассказ.

Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение, даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урок практикую прием «эмоциональное поощрение» — щедрость на похвалу. Этим самым даю понять учащимся, что я верю в их способности и на уроке создаю обстановку сотрудничества и взаимопомощи, вызывая у них энтузиазм с помощью признаний ученика достоинств и поощрения.

Я как учитель-практик на каждом этапе урока применяю различные методические приемы создания ситуации успеха.

В начале урока, на этапе актуализации знаний, часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими). Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». Вот примеры вопросов в 5 классе по теме «Делимость чисел»:

  • Какое число является делителем любого числа?
  • Делится ли 555 на 3?
  • Назовите наименьшее простое число.
  • Число 31 – простое?
  • Сколько человек в 3-х квартетах?
  • Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

Объединение в  группы. Метод «Пазл»: Учащимся раздаются листочки, на которых написана часть предложения, им необходимо передвигаясь по классу найти недостающую часть, чтобы получилось одно из четырех правил на сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей. После пара учащихся зачитывает, получившееся правило, остальные оценивают (взаимооценивае).

В 5-х и 6-х классах на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»).

Например, задание: расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название металла, который горит:

Й 0,35+0,392 Г 5-4,573 М 3,087-2,84

А 2,174-1,9 И 0,72+0,004 Н 1,5-1,028

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. От выбора формы организации работы на уроке, от приема и метода, который использует учитель при обучении, во многом зависит успешность обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. На этапе восприятия нового материала учащиеся могут выполнить задание трех уровней сложности (уровневая дифференциация). Ученику дано право выбрать самому задание, исходя из своих возможностей. Затем каждый оценивает сам свою работу путем самопроверки. Анализирует свои ошибки, учитывает их, устанавливает причины. Это дает шанс еще раз проработать эту тему. Каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, то есть в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Большую роль в повышении успешности обучения является групповой метод обучения.  Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы. В них рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Из опыта работы становится очевидно, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Работа в парах «Ученик – ученик»

Проводится, как и сразу после объяснения и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Предлагается учащимся выполнить какое – либо задание или задается определенный вопрос по теме. Необходимо прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Работа в паре «Ученик-учитель»

Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Работа в паре «Ученик-учитель» — один из важнейших способов организации познавательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями.Для детей с ООП это особенно актуально, так как у них снижена мотивация получения знаний. Так, например, ученик самостоятельно выполняет задание,при необходимости учитель оказывает помощь. Так на уроке дана задача  1. В первый день туристы прошли   15,36 км,  в последующий день они уменьшили  свой путь на  0,36 км. Какое расстояние туристы прошли за два дня? (Дескриптор: Обучающийся

— записывает математическую модель задачи;

— составляет числовое выражение по условию задачи;

— выполняет вычисления;

— записывает ответ задачи.)

Работа в малых группах «Ученик – группа»

Дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), умения применять теоретические знания предмета на практике. Используется при выполнении практических работ, групповые творческих заданий. Использую различные способы группирования учеников (смешанные/по способностям/ по интересу) и часто их меняю.

Практика моей работы по использованию исследовательской деятельности учащихся на уроках  показала, что исследовательский метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, и приводит к хорошему усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся. Прежде всего нужно помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленной проблемы. На уроке ставятся нетрудоёмкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоёмкие проблемы можно включать в домашние задания. В этом случае на уроке только создаётся проблемная ситуация и ставится проблема. Тогда в домашних условиях каждый ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, обратиться к книгам и самостоятельно прийти к ответу. При решении задач исследовательского характера ученик учится применять математические знания к практическим нуждам. Например, при изучении темы «Неравенство треугольника» в 7 классе школьникам было предложено задание: Построить три треугольника:

  1. Со сторонами 3 см, 4 см, 5 см.
  2. Со сторонами 8 см, 3 см, 7 см
  3. Со сторонами 9 см, 5 см, 3 см.

Ребята выполняют построение в тетрадях, а потом обсуждают результаты. Оказалось, что в третьем случае построить треугольник не удалось. Ребята выдвигают свои предположения, почему этого не случилось. В итоге обсуждения делают, вывод о том, что все зависит от длин отрезков. Формулируют гипотезу: «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон». Проверяют гипотезу на других примерах и сравнивают свой результат с теоремой в учебнике.

На этом применение знаний идет повторение, закрепление полученных знаний. Главной целью является тренинг выведенных алгоритмов действий, включаются некоторые новые элементы – это может быть систематизация изученного материала, его углубление, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

На этапе проверки знаний применяю различные тестовые задания, как на бумажном носителе и на электронном.Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Так же можно использовать листы взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.

Контроль учебной деятельности должен быть направлен на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Если ученик не справился с заданием, необходимо выяснить причины, организовать необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предложить выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился.

Уместно предложить выполнить самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника. На уроке включаю задания на развитие функциональной грамотности учащихся:

Средняя продолжительность жизни населения РК за период с 2011 до 2016 года указана в таблице

Года Средняя продолжительность населения

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016  69,01

69,61

70,3

70

72

 

Используя данные в таблице, подсчитайте во сколько раз увеличилась средняя продолжительность жизни населения по данным с 2011-2012 гг со средней продолжительностью по данным 2015-2016 гг. (ответ округлите до сотых)

 

 

При информировании о домашнем задании и при проверке домашнего задания также использую личностно-ориентированный подход.

Домашнее задание должно носить дифференцированный характер, учитель должен действовать в пределах зоны личного развития каждого ученика. Задание на дом может выходить за пределы изучаемого материала. На выбор ученикам задаются по уровням А,В,С.При проверке домашнего задания использую приемы: Найди ошибку, Задай вопрос по предложенному решению, Продолжи решение. В старших классах проверяю домашнее задание, привлекая экспертов – хорошо подготовленных учеников. Эксперты работают с небольшой группой учеников, у которых проверяют домашнее задание, в ходе которого не только исправляют ошибки, но и проводят коррекцию знаний. Контроль за правильностью выполнения задания осуществляю с помощью самопроверки, взаимопроверки, в ходе защиты домашнего задания в группах

На этапе завершения урока провожу рефлексию учебного процесса, применив  такие методы, как «Ромашка», «Светофор», «Смайлики», «Итоговый круг».

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования  является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков, но и формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами,  учителями математики,  – научить детей самостоятельно добывать знания.  Для этого необходимо создавать образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, методы реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с. – Текст : непосредственный.
  2. Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко. – Текст : электронный // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312. — URL : https://moluch.ru/archive/43/5286/ (дата обращения: 25.07.2019).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*