Home » статьи » ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВУЗА И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ВУЗА И СТУДЕНТОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Хасанов Тимур Ринатович
Костанайский региональный университет
им.А.Байтурсынова
Магистр специальности-Педагогика и психология

Аннотация: спорт является неотъемлемой частью жизни современного общества и молодежи в частности. Причем в современном контексте спорт как образ жизни становится необходимым атрибутом социаль­ной успешности человека.

Abstract: sport is an integral part of the life of modern society and youth in particular. Moreover, in the modern context, sport as a way of life becomes a necessary attribute of social success of a person.

Аннотация: спорт қазіргі қоғам мен жастар өмірінің ажырамас бөлігі болып табылады. Сонымен қатар, қазіргі контексте спорт өмір салты ретінде адамның әлеуметтік жетістігінің қажетті атрибуты болады.

Ключевые слова: спорт, студенты-спортсмены,самоотношение; образ «Я»; гендернаяидентичность.

Keywords: sports, student-athletes, attitude itself; self-image; gender identity.

Түйінді сөздер: спорт, студент-спортшылар, қарым-қатынастың өзі; “Мен” бейнесі; гендерлік сәйкестілік.

 

Спорт является неотъемлемой частью жизни современного общества и молодежи в частности. Причем в современном контексте спорт как образ жизни становится необходимым атрибутом социаль­ной успешности человека. Навязываемые средствами массовой информации новые стандарты красоты требуют от молодых девушек и юношей постоянного совершенствования своего тела. Прослеживается явная тенденция роста по­требления услуг, ориентированных на удовлетворение этой потребности: спор­тивные секции и залы, домашние тренажеры, учебная литература, диетическое питание, услуги по коррекции фигуры самыми разнообразными методами.

Цель исследования – изучение психологических особенностей самоотношения у студентов-спортсменов вуза высшей квалификации и студентов, не занимающихся спортом.

Самоотношение у студентов-спортсменов вуза высшей квалификации и студентов, не занимающихся спортом, по-разному влияет на их социальную адаптацию. У занимающихся спортом студентов и не занимающихся спортом социальная адаптация выражена нормативными показателями. У не занимающихся спортом юношей чаще формируется фемининная гендерная идентичность, что отражается на общем снижении самоотношения и порождает внутреннее  напряжение  и  неудовлетворенность,  нарушение  механизмов  самореализации и достижения эмоционального равновесия, которое тесно связано с психологией достижений у юношей. У них отсутствует гармоничная разница между показателями «Я-реальное» и «Я-идеальное», и есть высокая невротизирующая тенденция к изменению Я-идеального: стремление снизить агрессив­ность и недоверчивость (40%), снизить осторожность (50%), изменить стиль межличностного взаимодействия в сторону снижения ответственности за других.

По мнению Е.Т. Соколовой [1] «Я-физическое» включает в себя когнитивный и эмоциональный компонент. Под когнитивным понимается совокупность представлений человека о своей внешности. Он проявляется в наборе терминов, которыми он описывает свою внешность. Многие признаки являются просто описательными, но в них можно вычленить количественные признаки. Именно к этому приему при диагностике Я-физического и Я-эстетического образа юношей и девушек, приобщенных и не приобщенных к физической культуре и спорту мы обратились. Можно выделить два уровня оценки когнитивного Я-физического. Интерсубъектный уровень заключается в сопоставлении «Я и другие» (больше или меньше, чем у других), интрасубъектный уровень заклю­чается в сопоставлении «Я и Я» во временной перспективе (реальное и про­шлое), в пространственно-временной перспективе «Я в одной ситуации и Я в другой ситуации», в аспекте желаемого «Я реальное – Я идеальное» [2].

Интересным и полезным, на наш взгляд, является исследование Е.В. Буренковой [3] о метафоричности восприятия телесности. Автор подчеркивает: «Любопытно, что презентируя себя, ребенок или взрослый ориентируется часто на внешнюю составляющую образа тела. Описание себя часто включает только внешние компоненты, как будто только границы тела выделяют человека из окружения, и, соответственное «Я» приобретает соматический, телесный, плотский, веще­ственный смысл». Буренкова  Е.В. еще раз подчеркивает мысль, которую разде­ляют отечественные и зарубежные психологи, приверженцы социальной теории происхождения Я-концепции: «Формирование образа «Я» в процессе развития собирается через различные социальные фильтры от семьи, сообщества, этни­ческой или референтной группы и религии, и, соответственно, получаем образ, который отвечает требованиям времени и общества. В итоге может создаться образ нереальный, часто придуманный, сравниваемый с тем, что нас окружает или окружало». С точки зрения В.Н. Никитина образ тела является виртуальным феноменом, собирательным представлением о символическом, «социокультурном теле», «копия копий». Поэтому, образ тела часто представляется в метафорической форме, которая не осознаваема человеком в ощу­щениях и переживаниях. Так, в образе тела возникают искажения или неясно­сти, что проявляется в картинах тела.

Рассматривая тело как психологическую составляющую жизни человека, мы приходим к термину «телесность» как более широкое понятие, включающее в себя внутренние и внешние составляющие. Внешняя – это внешность, образ физического «Я», образ тела как силуэт или схема тела. Внутренняя – это структура интрацептивного опыта, семантика внутренней телесности, образ те­ла как аспект бессознательного. Более того выделяются еще граница телесности как феномен соединения внутренней и внешней составляющей и внешний слой телесности как феномен социокультурного «тела».

Мы пришли к выводу, что часто исследователи изучают образ «Я» через оценку границ тела, каких-то внешних показателей (имиджа, самопрезентации), то есть через физический образ тела, забывая о том, что образ тела включает в свое понятие не только то, что можно увидеть, понаблюдать за внешними про­явлениями, но и то, что можно почувствовать, ощутить в теле, или само тело в процессе его управлением. Обращаясь снова к К.Г. Юнгу, можем вспомнить, что образ тела, который человек представляет – это символическая проекция его состояний, личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Символ же является, в свою очередь, проекцией бессознательного, и «всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, проявляющимся в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании».

Физическая культура и спорт оказывают непосредственное влияние на самоотношение студентов и являются средством социализации молодежи посредством изменения их эго-идентичности в зависимости от степени занятий спортом. У не занимающихся спортом студентов доминирует «дифференцирующая» эго-идентичность, имеющая отношения к телесному образу «Я». У студентов, занимающихся спортом на регулярной основе и имеющих цели достижения высоких спортивных результатов (волейболистов, чирлидеров) проявляется высокая значимость «присоединяющей» эго-идентичности, связанной со здоровым и активным образом жизни. При этом у юношей идентичность с по­казателями здорового образа жизни и Я-физическим наиболее значима, чем у девушек, а у девушек наиболее значима идентичность с   Я-эстетическим.

Модальность телесности «Я-эстетическое» является наиболее значимой для девушек независимо от уровня занятий и гендерной идентичности в спорте, а  также  для  юношей, занимающихся  гендерно  не  специфичным  видом  спорта (футбол, гимнастика). Модальность «Я-физическое» является наиболее значимой для юношей, занимающихся гендерно специфичным видом спорта (волейбол, футбол, и т.д.). У студентов, не занимающихся спортом, формирование самоотношения осуществляется не через физическую и эстетическую эго-идентичность.

Дифференциация модальностей «Я-физическое» и «Я-эстетическое» у студентов вуза зависит от степени занятий спортом: чем больше выражена принадлежность к спорту высоких достижений, тем меньше дифференциация, когда «Я-физическое» и «Я эстетическое» расценивается как единый компонент.

Показатели «Самопринятие», «Самоценность» и «Самоуверенность» прямо пропорционально зависят от занятий спортом и от характера спортивной деятельности, а также от присутствия значимости эстетического компонента Я-образа. У юношей также просматривается четкая тенденция к снижению «самопринятия» по мере удаления их от занятий спортом: чем дальшеюноши от занятий гендерно специфическим видом спорта, тем ниже «самопринятие». Это свидетельствует о том, что юношей, в отличие от девушек, «самопринятие», так же как и самоуважение, достигается сквозь призму деятельности, достижений, результатов. Студенты, занимающиеся эстетическими видами спорта (гимнастика, синхронное плавание) – имеют средние оценкипо самоуверенности и это достоверно коррелирует с восприятием «Я»-эстетического, значимого как компонент образа телесности в эстетических видах спорта. «Самоценность» и «самопринятие» достоверно ниже у девушек и юношей, занимающихся гендерно не специфичными видами спорта.

«Принятие других» у всех девушек и юношей выражено нормативными показателями. Но прослеживается тенденция: у девушек, чем активней и гендерно не специфичней вид спорта, тем ниже их нормативная склонность к принятию других. У юношей, напротив, выражена тенденция к высокому «принятию» других (до 29% по всем группам, независимо от того, занимаются ли они спортом и какова его специфика).

Показатель «Эмоциональная комфортность» у девушек и юношей всех групп выражена нормативными показателями. Однако, прослеживается дифференциация по половому признаку относительно тенденций эмоциональной комфортности. Наиболее эмоционально уравновешенными и испытывающими комфортность являются девушки, не занимающиеся спортом, затем по значимости представлены девушки, занимающиеся физической культурой, и после них уже мы наблюдаем нормативные показатели по эмоциональному комфорту у всех остальных девушек. У юношей, напротив, эмоциональная комфортность снижается по мере удаления их от занятий спортом, а у не занимающихся студентов появляется 14% низкой выраженности этого качества. Это указывает на то, что в переживании эмоционального комфорта у девушек и юношей уча­ствуют различные механизмы – у юношей спорт является механизмом самореализации и достижении эмоционального равновесия, разрядки и удовлетворения в результате значимых достижений[4].

У всех девушек и юношей, несмотря на то, занимаются они спортом или нет, уровень интернальности выражен нормативными показателями. Исключение составляет группа юношей и девушек, занимающихся волейболом – у них локус контроля выражен наивысшими показателями. Чем сильнее физическая нагрузка у девушек, тем выше их локус контроля и стабильней нормативность выраженности фактора социальной желательности, стремления показать себя лучше, чем есть на самом деле. Юноши отличаются нормативной социальной желательностью безотносительно к наличию физических нагрузок. Занимающиеся физической культурой юноши не имеют склонности к уходу от реальности, так как занятие спортом или физической культурой помогают им самореализоваться[5].

Таким образом, юноши и девушки, занимающиеся спортом и имеющие высокие спортивные достижения, не зависимо от того, является ли спорт гендерно специфичным, а также занимающиеся физической культурой студенты обоих полов, демонстрируют высокий уровень гармоничной разницы между Я-реальным и Я-идеальным потаким показателям Я-образа, которые предполагают адекватное межличностное взаимодействие: сотрудничество, ответственность, доверительность. У всех занимающихся студентов с высоким показателем спортивных достижений и студентов, занимающихся физической культурой есть склон­ность к гармоничному развитию Я-идеальных черт: для девушек – фемининных, для юношей – маскулинных. Юноши и девушки, занимающиеся гендерно не специфичными видами спорта, стремятся усилить свои маскулинные качества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*