Home » Новости » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

Лаговская Ольга Сергеевна
преподаватель специальных дисциплин КГП на ПХВ
«Северо-Казахстанский высший медицинский колледж»
г.Петропавловск, СКО 

Новая парадигма образования нацеливает на применение новых технологий в организации образовательного процесса на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения — одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности.

Практика использования игровых технологий доказала их успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, полипрофессиональных и междисциплинарных проблем. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).

Возрастающие требования к качеству обучения в соответствии с «Национальной программой по подготовке кадров», предполагают постоянное совершенствование методов преподавания. В условиях модернизации профессионального медицинского образования активные методы обучения выступают как важная составная часть учебного процесса. Необходимость проведения занятий в интерактивных формах обучения обусловлена сегодня государственным образовательным стандартом.

Подготовить будущихмедицинских специалистов среднего звена к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности.

Деловая игра — это форма организации практического занятия, на котором студенты осваивают тот материал, который они изучали на лекциях, закрепляя его содержание непосредственным участием в профессиональных процессах.

В деловой игре студент выполняет деятельность, сочетающую в себе учебные и профессиональные элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а применительно к будущей профессии. Студенты вместе с профессиональными знаниями и умениями приобретает специальную компетенцию – навыки общения друг с другом, работе в команде, коллегиальности, умение руководить и подчиняться. Все это способствует воспитанию личностных качеств, ускоряет процесс социализации и адаптации на рабочих местах после окончания колледжа. Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если студенты овладеют различными способами решения профессиональных проблем и социального взаимодействия.

Перед преподавателями клинических дисциплин стоит задача- сделать свои предметы интересными, привить стремление к знаниям, помочь студентам раскрыть свои способности, создать необходимые и полноценные условия для личностного развития, сформировать активную жизненную позицию. Моделирование профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена является переходным мостом от традиционного репродуктивного обучения к продуктивной профессиональной деятельности.

Цели деловых игр в медицине:

  • погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе фельдшера в распознавании болезней и лечении пациентов;
  • уметь проводить дифференциальную диагностику в минимальное время и оказывать помощь наиболее простыми и доступными методами;
  • сформировать оптимальный психологический климат общения с пациентами и коллегами по работе;
  • эффективно действовать в условиях первичной медико-санитарной помощи в поликлинике, на скорой помощи, на фельдшерско-акушерском пункте;
  • отработать умения и навыки до уровня профессионального автоматизма в важнейших ситуациях неотложной помощи;
  • использовать методы исследования, согласно протоколов обследования;
  • обоснованное и действительно необходимое привлечение консультантов;
  • безупречное ведение медицинской документации.

По определению Р.Ф. Жукова, В.И. Рыбальского «деловая игра — это моделирование конкретной ситуации или избранных ее аспектов, выполняемая в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками». Д.Р. Карсонвыделяет два основных класса деловых игр: общие управленческие игры и функциональные. Медицинские клинические игры являются функциональными и могут применяться в индивидуальных или групповых вариантах.

В медицинской практике существует проблема, когда болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко, и показать студентам реальных пациентов с редкими диагнозами невозможно. Учебная игра компенсирует отсутствие пациента.

Разные формы игр преследуют различные цели:

  • учебные – направлены на появление новых узких знаний и закрепление профессиональных навыков и приемов. Специфической особенностью подготовки медицинского работника среднего звена является то, что только после теоретических занятий необходимо овладеть алгоритмами выполнения стандартов медицинских манипуляций (например, техника наложения повязок, транспортных шин, проведение базовой сердечно-легочной реанимации);
  • констатирующие – конкурсы профессионально мастерства (например, «Первые шаги», «Лучший фельдшер»);
  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения (проекты подготовки пациентов к плановой и экстренной операции, клинические разборы пациентов);
  • ролевые игры – каждый участник имеет определенное задание или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием (например, обследование пациентов с различными патологиями, оказание неотложной помощи в экстренной ситуации);
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях (например, оказание неотложной помощи при крупных дорожно-транспортных происшествиях. Видеоролик занятия).

Можно выделить несколько типов клинических имитационных игр. Первый тип игры: «медработник — пациент». Это основная форма клинической игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности фельдшера или медсестры, направленной на распознавание болезней и оказанию помощи пациенту. Эта форма является основой всех клинических игр, организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в различных вариантах. По специальности «Лечебное дело» мною разработаны ролевые игры «фельдшер– пациент» по сбору информации о пациенте, расспросу, выявлению жалоб и сведений о болезни и жизни, обследованию по органам и системам.

Второй тип – «Действия медицинского работника в определенных ситуациях». Эта игра отличается тем, что в ней участвуют различные специалисты, консультанты, случайные люди. Это сложная ролевая игра, где студенты выполняют роли медсестер различных направлений, включает интегральные связи, работу в команде.

Третий тип клинической игры – это «Фельдшер скорой помощи», «Фельдшер ФАПа». Отличие этой игры в том, что фельдшер обслуживает нескольких пациентов, моделируется реальная ситуация, где каждый из пациентов находится на разных стадиях обследования и лечения. Фельдшеру приходится решать не только клинические ситуации, но и организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами лечебно-профилактических учреждений, с вспомогательными, клиническими, инструментальными и лабораторными службами.

При конструировании имитационной и игровой модели деловой игры применяю следующие психолого-педагогические принципы: принцип проблемности, принцип имитационного моделирования конкретных условий, принцип игрового моделирования профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности, работы в команде, принцип диалогического общения.

Имитационная модель отражает фрагмент реальной действительности профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.Имитационное обучение – это обучение, при котором обучаемый выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения, в здравоохранении используют термин «симуляционное обучение». Имитационное обучение способствует повышению качества обучения за счет неоднократного повторения профессиональных действий для выработки уверенности выполнения манипуляций и ликвидации ошибок. Использование высокотехнологичных средств позволяет формировать профессиональные компетенции, развивать клиническое мышление и способствует качественному практическому овладению профессиональной деятельностью.

Выпускники нашего колледжа должны владеть новыми технологиями, уметь адаптироваться к различным условиям труда, быть креативными, творческими натурами, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда.

В процессе обучения необходимо выработать у студентов поведенческий стереотип и неукоснительное соблюдения алгоритмов манипуляций, поэтому в кабинете имитированы структурные подразделения хирургического отделения стационара, которые оснащены необходимым оборудованием. Развернуто стерилизационное отделение, в котором студенты отрабатывают алгоритмы по предстерилизационной обработке инструментов и их стерилизации в автоклаве и сухожаровом шкафу. Имеется процедурный и перевязочный кабинет.Симуляционный центр колледжа оснащен различными манипуляторами, что позволяет проводить тренинги по определенным темам, практическую часть комплексного государственного экзамена по специальности.Во время клинической практики студенты работают с пациентами, собирают материал для написания студенческой истории болезни, проводят беседы по здоровому образу жизни и по профилактике различных заболеваний, готовят буклеты, проводят статистический анализ заболеваемости.

Хорошая подготовка специалистов среднего звена предусматривает формирование оптимального клинического мышления, овладение умением успешно выполнять профессиональную деятельность, формирование профессиональных навыков до высокой степени квалификации — профессионального автоматизма.

Все игровые ситуации записаны в виде видеороликов и могут быть использованы для подготовки студентов к занятиям и к итоговой аттестации.Как способ рубежной аттестации подготовлены констатирующие игры «Знатоки хирургии», «Своя игра», «Лучший по профессии» с квалификацией «Фельдшер».

Подготовка медицинских специалистов среднего звена, отвечающих современным требованиям, зависит от развития творческого потенциала студентов, раскрытия его индивидуальных способностей, развития умственной и социальной активности.

Таким образом, применение игровых технологий позволяет улучшить качество преподавания студентам медицинских колледжей клинических дисциплин, помогает отработать практические умения и навыки до автоматизма, учит ориентироваться в сложных клинических ситуациях по оказанию неотложной помощи. 

Использованная литература

  1. Ардаматский Н.А. Клиническое мышление, его воспитание и совершенствование. – Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1992.
  2. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовке бакалавров сферы обслуживания: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. проф. Е.А. Сигида. М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГУТиС, 2011.
  3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998г.
  5. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. М.: АПК и ПРО, 2004.
  6. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.).
  7. Медведев Д.А. Государственные приоритеты профессионального образования. Профессиональное образование — №10, 2010.
  8. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*