От каждого — по способностям, каждому — по труду
— этот хорошо забытый принцип распределения вновь актуален в системе школьного обучения. Речь — о рейтинговой оценке деятельности учителя.
Нужна ли организациям образования данная система? По каким критериям предпочтительнее разработать соответствующую оценочную шкалу и Положение, в целом?
Активная дискуссия по этим вопросам развернулась на очередном занятии Школы резерва руководящих кадров «Руководитель: менеджер-лидер», организованной методическим кабинетом дошкольного и общего среднего образования Управления образования акимата Костанайской области. В основе Школы — семинары, круглые столы, тренинги. Слушатели — педагоги, обладающие лидерскими качествами.
В гимназии №21 г. Рудного рейтинговая оценка деятельности педагогов используется с 2012 года. Формула слагаемых успеха, как водится, своя, «местная». Суммируется результативность работы учителя по предмету, с учащимися, администрацией, методическая работа и т.д.
— Плюс этой рейтинговой системы в том, что учитель не поставлен в ситуацию необходимости сравнения своих достижений с результатами коллег, — отметила замдиректора гимназии №21 г. Рудного Ирина Туркова. — Таблицы результатов на всеобщее обозрение не вывешиваются. Учитель может сопоставлять итоги прошлых лет, видеть пробелы в своей работе и стремиться восполнить их в следующем году. Основанное на мониторинге управление, таким образом, перестает быть слепым. Педагоги видят собственные резервы и стимул к беспрерывному самосовершенствованию. Администрация школы, в свою очередь, осуществляет диагностику результатов учителя и организовывает процесс повышения квалификации на индивидуальной основе. Итог рейтинга — вознаграждение. Им, к примеру, может быть работа на доверии.
Позиции участников по обсуждаемому вопросу разделились. Мнением большинства рейтинговая оценка ни в коем случае не должна стать для учителя недостижимой вершиной, взбираться на которую придется всю жизнь, а лишь легким приятным восхождением.
Действенным инструментом развития кадрового потенциала в организациях образования является институт наставничества. В ходе коучинга по данной теме учитель биологии СШ №19, председатель областного Союза лучших педагогов Бибигуль Калиева обратила внимание участников на разницу подходов в системе менторинга. По ее убеждению, будущее за развивающим партнерством, когда ни наставник, ни молодой специалист не ограничены острым дефицитом времени и на равных решают любые задачи, порой, самые сложные и креативные.
Слушателям Школы руководящего состава коуч предложила выстроить модель развития школы, определить наиболее значимые качества учителя и критерии педагогического мастерства, а также сформулировать понятие идеального наставника.
В завершении встречи руководитель отдела непрерывного образования методкабинета ДиОСО Джамиля Дюсебаева еще раз акцентировала внимание собравшихся на Положении о наставничестве — документе, который поможет школам выстроить систему работы.
Оксана ЛУКАШ, г. Костанай