Home » статьи » Развитие функциональной грамотности  учащихся  через применение интерактивных методов обучения.

Развитие функциональной грамотности  учащихся  через применение интерактивных методов обучения.

Кудабаева Жазира Абдыхалыковна,
Школа –лицей №7 имени К.И.Сатпаева,
учитель русского языка и литературы

Если ваш план на год-сажайте рис.

Если ваш план на десятилетия-сажайте деревья.

Если ваш план на всю жизнь-учите детей.

Конфуций

Современный наш мир похож на поезд, который мчится по рельсам времени быстро. И хочется запрыгнуть в него на полном ходу, не отставая от жизни, её нынешних проблем, работать с интересом, по-новому. Но что значит работать по-новому быстро меняющемся современном обществе, когда и мы учителя, и наши школы должны ориентироваться на изменения происходящие вокруг нас,  когда значимость образования на сегодняшний день приобретает особый смысл. Именно сейчас, все чаще задумываешься над тем, как помочь подрастающему поколению быть успешными везде и во всем, способными легко социализироваться в любом обществе?

Сейчас, когда в системе казахстанского образования идут кардинальные изменения очень важным для нас учителей является внедрение интерактивных методов обучения на своих уроках. Ведь современное образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности, на расширение возможностей осознанного выбора личностью жизненного пути. И профессиональная успешность учителя находится в прямой зависимости  от его стремление к самосовершенствованию, его самореализации в профессиональной и социальной деятельности. Современный учитель должен отвечать на вызовы времени.

Новая образовательная парадигма 

Изменения происходящие в мире:

-глобализация общества

-мобильность человеческих ресурсов

-гигантские перемены в сфере ИКТ

-доступная и многообразная информация (интернет)

-растущее влияние СМИ

-растущее влияние технологий

-инновации в образовании

Ожидания от среднего образования. 

1.Критическое мышление и умение решать проблемы

2.Командная работа и лидерские качества

3.Гибкость и умение адаптироваться к новым условиям

4.Инициативность и предпринимательские навыки

5.Умение грамотно и четко излагать мысли как устно, так и письменно

6.Умение искать и находить информацию

7.Любознательность и воображение  

     Эффективность преподавания зависят от того, какие возможности предоставляет учитель своим ученикам. Прежде всего, это внедрение учителям на своих уроках интерактивных методов обучения. То есть, это такие методы и формы, при использовании которых учащийся «погружается» в процесс обучения, а активность обучаемых становится выше активности преподавателя. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что наиболее эффективными повышении успешности учеников являются следующее стратегии:

-активное обучение (например, когда учащиеся действительно выполняют задания и реализует практические навыки);

-обратная связь (например, дискуссия об обучении, включающая в себя предоставление личного мнения, которая может происходить либо между сверстниками, либо между учителем и учащимися);

-укрепление уверенности (например, использование похвалы для мотивации и придания уверенности учащемуся);

-качество обучение (например, планирование для широкого круга дифференцированных заданий).

Активное обучение относится к числу подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Стратегии активного обучения включают:

-использование графических органайзеров;

-использование головоломок и последующего обсуждения.

Графические органайзеры помогают организовать себя и свою учебу. Что из себя представляют  графические органайзеры?

Графические органайзеры – это все, что каким –то образом помогает организовать информацию на листе бумаге (или на экране компьютера), чтобы улучшить её запоминание, усвоение, анализ или применение. Иначе говоря, графические органайзеры – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Большинство графических органайзеров представляют информацию как убедительную наглядную картину и позволяют уму «увидеть» скрытые закономерности и взаимосвязи.

Виды графических органайзеров:

1.Кластер

2.Двойной кластер

3.Диаграмма Венна

4.Круги Эйлера

5.Линия времени

6.Карта истории

7.Радиальная диаграмма

8.Диаграмма «Фишбоун»

9.Гора истории

Использование таких интерактивных методов обучения на уроках позволяют:

1.Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы совместного решения.

2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений выработке общих ценностей.

3.Создавать атмосферу сотрудничества взаимодействия.

4.Осваивать учебные содержания не только через информацию, но и через чувства и действия.

Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности ученика по самостоятельному «добыванию» знаний. Активная познавательная деятельность  ученика приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки как партнера, консультанта. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают в модель общения учащимися в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами  деятельности. Важно помнить и то, что именно мы учителя являемся носителями ключей от дверей знаний, которые нужны нашим ученикам.

Литература:

1.Журнал «Русский язык  и литература в Казахстанской школе,№18-2019г.

2.Нестандартные задания на уроках русского языка// Русская         словесность. №5- 2019.

  1. Дьяченко В.К., Кусаинов Т.М. Диалоги о школе XXI века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*