Рахимбаева Айгуль Максутовна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средней общеобразовательной
школы №31» г. Семей
Цели и задачи конкурса:
- прививать уважительное отношение к русскому языку;
- воспитывать интерес к языкознанию;
- активизировать словарный запас учащихся;
- расширять кругозор, любознательность;
- поднять эмоциональное настроение детей;
- способствовать формированию навыка сотрудничества в группе.
Жюри конкурса
Батырова С.О.- учитель русского языка и литературы;
Тулегенова Г.А.- учитель русского языка и литературы
Участники конкурса
В конкурсе принимают участие учащиеся 4-х классов.
Критерии оценки и требования к участникам конкурса.
- Внятность и слышимость речи;
- Внешний вид учащегося;
- Умение работать в команде.
Подведение итогов конкурса.
Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
Оформление: проектор, раздаточные материалы, рабочее место для команд, места для зрителей, грамоты
Ход мероприятия:
- Приветствие.
— Приветствую вас, ребята, на нашем конкурсе любителей русского языка «Словоед».
— Мы собрались, чтобы при помощи занимательных заданий расширить ваш кругозор, чтобы вы показали свою смекалку.
Сегодня будут соревноваться две команды: «Грамотеи» и «Эрудиты».
— И сейчас поприветствуем участников нашего конкурса!
— За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать по одному баллу.
— Турнир сейчас начнется — работа и для жюри найдётся.
(Представление членов жюри).
- Приветствие
Команда «Эрудиты»
Девиз:«Пусть острей кипит борьба, начнём соревнование.
Успех решает не судьба, а только наши знания!»
Девиз: Команда «Грамотеи»,
«Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.
Свой язык усердно учим, и победу мы получим!»
- Конкурс «Вышибалы».
Задание: зачеркни 1 букву в словах и получите новые слова
«краска», «склон», «горсть», «полк», «тепло», «беда», «экран», «крот» за 1 минуту зачеркни 1 букву и получи новые слова. Какая команда быстрее и правильно выполнит задание получит 2 балла.
- Конкурс «Дополни пословицу».
— Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
— Век живи … (век учись).
— Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).
— Друзья … (познаются в беде).
— За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
— Поспешишь … (людей насмешишь).
— Семеро … (одного не ждут).
— Красна птица пером, а … (человек умом).
— Цыплят по … (осени считают).
— Слово не воробей …(вылетит не поймаешь)
— Делу время – (потехе час)
— Человек без друзей …(что дерево без корней)
- Конкурс «Путаница»
Задание: Восстанови слова
Пашак — шапка вобрь – бровь
фотак – кофта камай – майка
аалтерк — тарелка кожал – ложка
шкаач — чашка дмончеа -чемодан
- КОНКУРС «Помогите!»
В конверте «сердцевинки»: звук, слово, части речи – и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий, согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол.
Каждая команда собирает свой цветок.
- Конкурс «Исправьте ошибки»
Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.
Карточка. Зимние каникулы я правел у дяди сережи. Однажды ночю лес занислопушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.
- 8. Конкурс «Вопрос—ответ»
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Чего в русском алфавите больше: гласных или согласных букв? (Гласных букв — 10, а согласных 21)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол.)
- Самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него? (Местоимение)
- Часть слова которая стоит после корня (суффикс)
- Как называются слова близкие по смыслу?
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
- К какому роду относятся слова – кофе, молоко, солнце? (средний род)
10.Часть речи, обозначающий признак предмета (имя прилагательное)
11.Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)
12.Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
13.Что означает имя существительное? (предмет)
14.Сколько падежей в русском языке? (6)
15.Что изучает «Фонетика» (звуки)
16.Как называются слова противоположные друг другу? (антонимы)
- Конкурс «Полиглоты-баскетболисты»
Учащиеся с каждой группы по очереди подходят к доске и выбирают мяч, на обратной стороне которого «спрятаны» слова на казахском языке. Задача детей: правильно перевести слово на русский язык, написать на доске без ошибок. И тогда «мяч» попадает в «корзину», и тем самым они приносят очко своей группе, а каждому отвечающему ученику лидер ставит плюс.
Переведите на английский язык. Тот кто знает переведет слово на английский язык получит 10 баллов
Итог мероприятия.
— Итак, конкурс подошел к концу. Надеюсь, что наша игра убедила вас в том, что заниматься русским языком совсем не скучно, а даже увлекательно и интересно. Пока наше жюри подводит итоги, каждая команда скажет всем присутствующим несколько добрых слов и поделится своими впечатлениями об игре (звучит легкая музыка).
Объявление итогов. Награждение победителей и участников.