Home » Абайтану » «Великий сын великой Степи»

«Великий сын великой Степи»

Истлеу Мария Закаровна
БҚО, Бәйтерек ауданы, Январцев ауылы
Январцев ЖОББМБК
орыс тілі мен әдебиеті пәндері мұғалімі

еатрализованный вечер, посвященный 175-летию

со дня рождения Абая Кунанбаева)

 

Цели: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству   национального поэта казахского народа Абая Кунанбаева;  помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и произвола; создать условия для воспитания активной жизненной позиции, нравственного потенциала и гражданственности;

Оборудование:  Презентация по творчеству Абая Кунанбаева. Национальные костюмы актеров;  В центре сцены на заднике – большой портрет Абая, его обрамляют эмблемы творческого гения: гусиное перо, палитра. Под портретом – маленький столик, крытый ковровой накидкой. На нем стоят цветы.

Ведущий: Абай Кунанбаев – большое и исключительное явление не только в истории казахской литературы, но и в истории казахского народа. Творчество Абая определило пути дальнейшего роста и развития всей духовной культуры казахского народа.  Задача старшего поколения – суметь передать подрастающему поколению широту творческого диапазона Абая, разнообразие и поразительную глубину поднятых им вопросов, а также потрясающую художественную силу его произведений.  Лейтмотивом творчества Абая является величайший оптимизм, неугасимая вера в жизнь, в народ, в человека и в конечное торжество разума и справедливости . Для своего времени Абай был передовым человеком, сторонником прогрессивных идей.

Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. Прошло 175 лет со дня рождения великого национального поэта, просветителя Абая Кунанбаева, так давайте сегодня попробуем, проникая в творческую лабораторию поэта, проследить тот путь, по которому шел великий казахский поэт.

Открывается сцена. В центре на заднике – большой портрет Абая. Под портретом – маленький столик, крытый ковровой накидкой. На нем стоят цветы. Середина сцены пуста. Звучит куй Жубанова « Абай». Выходит А.Кунанбаев. Кунанбаев меряет шагами узкое свободное пространство.

Абай (учащийся 6 класса): Я родился 10 августа 1845 года в долине Жидебай, у подножья  Чингисских гор. Меня назвали Абаем. Отец мой, Кунанбай, был крупнейшим феодалом, старейшиной рода Тобыкты, очень жестоким, своенравным человеком. Я воспитывался у своей матери Улжан, которая была одной из четырех жен Кунанбая, и у своей бабушки Зере. Эти две женщины воспитали во мне любовь к простым людям, к родной степи, учили меня видеть то хорошее, что есть в жизни, ненавидеть зло и насилие, царящие в мире собственничества, чутко относиться к людским страданиям и горестям. По настоянию отца, когда мне исполнилось 10 лет, отправили меня в город  Семей. В этом городе наряду с царскими чиновниками, жандармами и купцами жили сосланные сюда из России представители передовой русской интеллигенции. Здесь находилась русская школа и библиотека им. Н.В. Гоголя. Одновременно с учебой в медресе я тайком от мулл посещал русскую приходскую школу. За три месяца учебы в русской школе научился писать и читать. Но отец Кунанбай вернул меня в аул, не дав мне возможность продолжать учение.

Ведущий: Кунанбай решил, что именно способный Абай будет его помощником и преемником на посту правителя степи, и он вернул своего сына из города в аул.  Попав в аул , где царила атмосфера сложной межродовой борьбы, тяжб, восприимчивый юноша начинает глубже и полнее познавать жизнь своего народа, анализировать свои впечатления от неисчислимых несправедливостей  и произвола, которые чинили притеснители народа и, прежде всего, его отец- хитрый и деспотичный Кунанбай.

Молодой Абай, чутко воспринимавший все это сострадательным сердцем, не оправдал ожиданий своего отца. Вместо управителя-деспота, каким хотел видеть тщеславный Кунанбай, вырос человек, которому суждено было стать истинным другом и учителем своего народа.

Вот почему у Абая с первых шагов сознательной жизни наметился разлад во взглядах с отцом. После частых стычек и споров он привел Абая к окончательному разрыву с Кунанбаем. Тогда великому поэту шел двадцать девятый год.

Самое полное и глубокое представление о личности этого замечательного человека дают известные романы Мухтара Ауэзова  «Абай» и «Путь Абая».

Инсценировка отрывка из романа Мухтара Ауэзова «Абай» Часть 1. «В вышине»  В роли Абая и Кунанбая  (учащиеся 9 класса)

Кунанбай: Я давно собирался поговорить с тобою при случае.  Я замечаю в тебе три недостатка. Выслушай меня.

Абай: Говорите,  отец!

Кунанбай: Первое- ты не умеешь различать , что дорого, а что настоящая мелочь. Не ценишь того, что имеешь. Расточаешь свои сокровища безрассудно. Ты слишком доступен и прост, как озеро с пологими берегами. А такую воду и собаки лакают и скот ногами мутит… Второе – ты не умеешь разбираться в друзьях и врагах и относиться к врагам как враг, а к друзьям как друг. Ты ничего не таишь в себе. Человек, ведущий за собою  народ, не может быть таким. Он не сумеет держать народ в руках . Третье – ты начинаешь льнуть к русским. Твоя душа уходит к ним, и ты не считаешься с тем, что каждый мусульманин станет чуждаться тебя.

Абай:  Я не могу принять ни одного из ваших упреков , отец! Я убежден в своей правоте. Вы говорите, я – озеро с пологими берегами. Разве лучше быть водой на дне глубокого колодца, которую достанет лишь тот, у кого есть веревка, ведро и сильные руки?  Я предпочитаю быть доступным и старикам и детям, всем, у кого слабые руки.  Во-вторых, вы указали, чем можно держать народ и каким должен быть человек, который его ведет.  По-моему, народ некогда был стадом овец: крикнет чабан «айт!» — все вскочат,  крикнет – «шайт!» все лягут.  Потом народ стал походить на табун верблюдов: кинут перед ним камень, крикнут «шок!»  — и он оглянется, подумает и только тогда повернет.  А теперь у народа нет его прежнего смирения, он смело открывает глаза. И теперь он подобен косяку коней: он послушает того, кто разделит с ним невзгоды   — и мороз  и буран, кто для него забудет дом, кто согласится иметь подушкой  лед, постелью – снег…  В-третьих, вы сказали о русских. Самое дорогое и для народа и для меня – знание и свет… А они – у русских. И если русские дадут мне то сокровище, которое я тщетно искал всю жизнь, разве могут они быть для меня далекими, чужими? Откажись я от этого – я остался бы невеждой,  —  чести в этом для себя не вижу…

Ведущий: Жизнь казахской степи, картины быта и нравов казахского аула нашли всестороннее и глубокое отображение в произведениях Абая. Поэт-мыслитель , борец и искатель счастья для народа, Абай в своих сатирических стихах с сокрушительной силой обрушивался на эксплуататоров и угнетателей, на тунеядцев, воров и взяточников- на всех, кто сидел на спине народа. Абай, как и в жизни, выступает в литературе борцом против социальных пороков, певцом народной скорби, глашатаем передовых идей и устремлений своего времени:

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих,

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток, тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих.

Учащиеся декламируют стихи Абая Кунанбаева  «О казахи мои. Мой бедный народ», «Поэзия – властитель языка». Читают отрывки из «Восьмистишия», из «Назидания».

Ведущий: Народ безгранично любил своего поэта, и так же ненавидели его враги, ставшие объектом абаевской обличительной сатиры. Всю жизнь травили и третировали они Абая. Постоянные доносы на Абая как на человека опасного обратили на него внимание царских властей. Дело доходило до того, что аул Абая подвергался повальному обыску, а сам он – неоднократным допросам. Но враги Абая не успокаивались и на этом. Они  даже организовали покушение на жизнь великого поэта.     В такой исключительно напряженной обстановке приходилось жить, творить и бороться одному против тысячи врагов великому сыну казахского народа, поэту-мыслителю, борцу за свободу.                                                                                                               К общественной  трагедии поэта прибавились и семейные несчастья. Умер старший сын  Абая – Абдрахман, образованный человек, окончивший офицерское артиллерийское училище в Петербурге. Смерть его сильно потрясла Абая и подорвала его здоровье. Целый цикл стихов посвятил поэт памяти любимого сына.

Чтец  читает стихи «Мой Абиш мужчиною был…», «Он честен был в пути своем…».

Ведущий: А в 1904 году скончался другой его сын, талантливый поэт Магавья, автор известной поэмы «Медгат и Касым». Этого второго удара Абай не смог вынести. Через четыре месяца, отказавшись от всякого лечения, он умирает на шестидесятом году жизни в своем родном ауле , в долине Жедибай. Как  Пушкин в своем программном стихотворении «Памятник», так и Абай мог по праву говорить  о себе.

Абай (учащийся 9 класса декламирует стихотворение Абая «Всем пресытиться может душа…

Всем пресытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если ты вдохновенно поешь,

Грудь ликует, свободно дыша.

Голос мой , заливайся и пой,

Гордых дум пусть закружится рой.

Пусть текут мои слезы ручьем,

Душу всю заполняют собой.

Скорбь колышущимся огнем

Подымается в сердце моем,

И умру я, оставив стихи

Лишь для тех, кто поймет их потом.

Кто несчастней тебя живет?

Пусть услышит меня народ.

Кому нужно слово мое,

Тот его пускай и возьмет

Ведущий: Как истинно народный, национальный поэт,  очень высоко ставит Абай звание человека. Свободный человек с красивой душой — вот идеал Абая,  вот знамя его поэзии. «Люби человека, люби  красоту», ибо, по мнению поэта, «гривой славится конь вовек, красотой души – человек». Поэт-гуманист , Абай хотел своей сатирой, призывами и наставлениями воспитать в казахе именно человека с красивой душой и благородными поступками, помочь ему избавиться от всего дурного и нечеловеческого:

К порывам юные сердца зову.

Я человечность ставлю во главу.

Кто корыстолюбив и бессердечен,

Тот мелкий человек по существу .

Так будь отзывчивым, как друг и брат,

И поделись со всеми, чем богат.

Да будет дружба искренней и честной-

И все дурные чувства замолчат!

Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. Да, бессмертны слова, которые оставил нам Абай!  Они по достоинству оценены в наше время как драгоценная сокровищница духовной культуры казахского народа.  Радостно  сознавать, что наследие Абая стала достоянием не только казахского народа, но и достоянием мировой культуры всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*