Мельникова Елена Юрьевна
преподаватель физической культуры
КГУ «Тобольской средней школы»
Костанайская область
район им. Б. Майлина п. Тобол
Аннотация. Подвижные игры – универсальное и незаменимое средство физического воспитания детей. В младшем школьном возрасте они занимают основное место среди физических упражнений. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений, оказывая комплексное воздействие на растущий организм, на все стороны личности ребенка. Не случайно раздел «Подвижные игры» в учебной программе самый большой и на прохождение его выделено по 30 учебных часов.
Ключевые слова: игра, физические упражнения, растущий организм, личность ребенка, двигательная активность
Особое место среди подвижных игр занимают сюжетные (имитационные) игры. Чем меньше возраст учащихся, тем больше удельный вес игр. В начальных классах, особенно в первом, сюжетные игры составляют более половины игрового материала учебной программы. Учащимся 6-8 лет свойственны склонность к образному подражанию, к ролевым играм. Подобные игры удовлетворяют стремление маленьких школьников к выдумке, творчеству, фантазии, тем самым помогают им расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Ребят этого возраста увлекают различные игровые, сказочные образы, в которые им по ходу игры приходится перевоплощаться. Выполняя различные игровые роли, изображая разнообразные действия, младшие школьники практически используют свои знания о повадках животных и птиц, о явлениях природы, о быте, труде, у них развивается самостоятельность, активность, сообразительность. В сюжетных подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы успеть занять место в «ракете» («Космонавты»), надо бежать как можно быстрее, чтобы увернуться от «волка» и убежать от него («Заяц без логова»), нужно проявить ловкость. Школьники, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом и притом много раз различные движения, не замечая усталости. А это в конечном счете способствует развитию выносливости. Как двигательная деятельность сюжетная игра имеет ряд особенностей. Наиболее характерные из них: самостоятельность играющих, образность движений, соревновательный характер действий, подчиненные правилам, регулирующим поведение играющих. Поэтому подвижные игры с элементами сюжета имеют свою методику обучения. Ведущая роль в этом принадлежит учителю. Организуя обучение, он стремится правильно подобрать игру с учетом состава занимающихся. Разъясняя игру, учитель должен создать у учащихся ясное представление о ее сюжете и правилах. В его обязанность входит обеспечить организацию играющих и руководство игрой.
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом необходимо четко знать задачи, решаемые игрой, уровень развития детей и место проведения. Подбирая игру для урока, надо исходить из его основных задач. Например, если на уроке ставится задача закрепить навык в прыжках, то подбирается игра, сюжет которой связан с прыжками. Содержание игр должно соответствовать возрасту занимающихся. Для первоклассников игры по сюжетам и правилам подбираются несложные. Движения в них должны быть простыми и доступными для учащихся. В занятиях с учащимися 2-4 классов содержание игр усложняется, игра строится на более сложных взаимодействиях участников. От чисто подражательных движений переходят к играм соревновательного характера, с возрастающим характером коллективных действий в непрерывно меняющихся условиях. Хотя у детей этого возраста фантазия и творческое воображение еще сравнительно активны, их все же несколько больше интересуют конкретные двигательные задания, чем сам сюжет игры. Подбирая игры, учитель стремится к тому, чтобы сюжет постепенно уступал место двигательной стороне игры. Если игра «Совушка» в 1 классе проходит с большим интересом, то в 3 классе она уже не будет иметь успеха, поскольку слишком проста по структуре выполнения. И наоборот, если первоклассникам предложить игру «Охотники и утки» основанную на сложных движениях, то они будут играть с ошибками и конце концов потеряют к ней интерес. Для младших школьников желательно подбирать игры, сопровождаемые стихотворным текстом, который читает учитель, а дети за ним повторяют, разучивая текст. Стихотворные тексты раскрывают содержание игры, ее правила, объясняют какое движение и как именно надо выполнять, служат сигналом к началу и окончанию игры. Такие игры развивают у детей любознательность, воображение, стимулируют образность движений и одновременно доставляют им массу удовольствия. Учителю при выборе игры надо учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность. Если они недостаточно организованны, то надо подбирать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу. На выбор игры влияет и место, где она будет проводиться.
Подготовка к игре. При подготовке к очередному уроку, учитель, подобрав игру, продумывает ход ее проведения. Вопросов решается много: как построить учащихся и распределить между ними роли, как объяснить игру, какие сигналы подавать в ходе ее, как регулировать нагрузку. Успех игры во многом зависит от того, как учитель объясняет ее. Лучше всего объяснение проводить в том положении, при котором дети будут начинать игру. Объяснение должно быть кратким, образным и эмоциональным. Это особенно важно в сюжетных играх со школьниками младшего возраста, так как они не в состоянии долго сосредоточивать свое внимание и с трудом выслушивают монотонные объяснения. Чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, можно использовать рассказ. Если игра сопровождается стихотворным текстом, надо заранее разучить и повторить слова. При объяснении игры учитель должен указать играющим, что можно и нужно делать, а что нельзя, каковы условия определения победителя, по какому сигналу начинают и прекращают игру, за что получают поощрительные очки. Объясняя игру, учитель должен стремиться занять место, с которого все бы могли его видеть и слышать. Важная роль в проведении игры отводится помощникам учителя, которые помогают ему в раздаче инвентаря, в подготовке игровой площадки, помогает следить за ходом игры и соблюдением правил.
Руководство игрой: Управление игрой, пожалуй, самый трудный и ответственный момент работы с детьми. В правильном руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Активность учителя зависит от характера игры, возраста играющих, их поведения. Чем меньше возраст школьников, тем активнее проявляет себя учитель. Он оценивает действия и поведение детей, делает им замечания и указания, наблюдает за их общим состоянием и самочувствием. Нередко он подсказывает, как целесообразнее выполнять те или иные движения. Направляя игру, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности играющих. В необходимых случаях он, может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или ином случае. Ошибки исправляют непосредственно по ходу игры и во время специальных остановок. Учитель должен воспитывать у детей привычку сознательно и точно выполнять правила игры. Это имеет большое организующее и дисциплинирующее значение, способствует воспитанию чувства ответственности за свои действия. Игра, ее начало, остановки по ходу игровых действий, завершение всегда сопровождается сигналом. Сигналы могут быть слуховые и зрительные. Одна из важнейших задач учителя – регулирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности учащиеся зачастую не могут контролировать свое состояние. В результате может возникнуть перевозбуждение и переутомление. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы все играющие затрачивали в игре приблизительно равные усилия.
Окончание игры: Учитель должен уловить момент, когда наиболее целесообразно прекратить игру. В любом случае оканчивать игру надо своевременно. Затягивание ее может привести к потере интереса и чрезмерному утомлению играющих. Игру нужно завершить в тот момент, когда школьники получили хорошую физическую и эмоциональную нагрузку. Чтобы приучить учащихся к порядку и организованности, игру нужно заканчивать, возвращаясь в то же положение, в котором она была начата. После окончания игры необходимо подвести итоги. Отмечают тех, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, кто четко соблюдал правила. Учитель называет и тех, кто нарушал правила и мешал играть. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех учащихся. Это приучает школьников к анализу своих поступков, вызывает осознанное отношение к выполнению правил игры.
Но как бы ни были велики богатство и содержание подвижных игр, одни они, в том числе и сюжетные, не могут решить весь круг образовательных и воспитательных задач, стоящих на уроках физкультуры в начальных классах. Поэтому обязательным условием является их сочетание с учебным материалом других разделов комплексной программы, с другими видами игр и физических упражнений.
Литература:
- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М., «Просвещение», 1984г.
- Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М., «Советская Россия». 1987г.
- Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников. – М., «Физкультура и спорт», 1985г.
- 4. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М., «Просвещение», 1985г.
- 5. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продленного дня. – М., «Просвещение»,1985г.
- 6. Методика физического воспитания. – М., « Просвещение», 1989г.