КГКП «Таразский колледж сервиса и технологий»
управления образования акимата
Жамбылской области,
учитель русского языка и литературы
Жайлаубаева Гульнар Сейткалиевна
Внеклассное мероприятие
Тема: «Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны» Цель:
- Дать образ поэзии времен Великой Отечественной войны;
- Познакомиться с фрагментами биографии писателей и поэтов ВОВ
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.
Задача проекта: Приобщение студентов к богатствам отечественной литературы отрывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины ;
Развитие у студентов способностей эстетического восприятия и оценки прозведений литературы,а также отраженных в них явлений жизни;
Воспитание высоких нравстенных качеств личности,патриотических чувств,формирование гуманистического мировазрения студентов.Привить студентам интерес к истории нашей Родины,к чтению,к военным событиям
Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы;
Эпиграф проекта:
«Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим …
Это нужно-не мертвым!
Это надо живым!»
Вступительное слово учитель:
1.Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы не только поговорить о литературном процессе военных лет, но и еще раз прикоснуться к страницам истории, недаром тема нашего проекта “ Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны”.
2.В ночь на 22 июня 1941 года на советский Союз напали гитлеровские полчища. Мирный труд советского народа был нарушен, Нначалась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков. Миллионы жизней унесла война .Ее никогда не забудут люди земли, ибо нельзя забыть тех, кто сражался за Родину.
( хроника из фрагментов документального фильма. “ Великая Отечественная война.)
2.Годы Великой Отечественной войны… Страна переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла отвести грозную беду.
Искусство, литература вышли на огневой рубеж
Учитель: Живая память о беспримерном народном подвиге –стихи поэтов, участники грозных событий Великой Отечественной войны .Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народов на борьбу ,на победу: Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.
С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту ,по возрасту ,по своим прифронтовыми судьбами. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься ,но их роднит одно-любовь к Родине.
Учитель: .С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами . Их оружие были и винтовки, и пулемет и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А.Сурков обратился к стране со стихотворением «Присягаем победе». С 26 июля поэт был уже на фронте .В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А.Твардовский. К .Симонов, М.Светлов и другие.
Поэты –воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали ,рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского ,фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину
видео запись:стихи «Жди меня»
Студент: Жамбылова Д чтение стихотворения К.Симонов «Жди меня»
Учитель 1.: Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М Исаковского, А.Фатьянина, А Суркова, К.Симонова и других поэтов ,посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи,-всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома .(«Землянка» А.Суркова, «Огонек» , «Катюша» М. Исаковского, «Темная ночь» В.Агатова, песни исполнялись во время концертов на фронте и в тылу .
Учитель 2.:История песни «Катюша»быстрее ветра распространялась по стране: её подхватили Лидия Русланова, Георгий Виноградов, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные коллективы; её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу.
А потом пришла Война. И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями и в другом контексте. Катюша стала и санитаркой, и бойцом, и ждущей с победой солдата, и партизанкой. Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13. Первый залп из него 14 июля 1941 года дала батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова, который посмертно получил Звезду Героя за те бои лишь в 1995 году. Это произошло под белорусским городом Орша, совсем рядом со смоленской родиной песни. «Привет от Катюши», – приговаривали бойцы. И привет был столь горячий, а песенный образ столь ярким, что имя девушки моментально заменило казенную аббревиатуру. А вот выдержка из воспоминаний солдата, воевавшего под Ленинградом, когда до противника было всего 700-800 метров: «В ясную погоду оттуда доносились звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть, долетала песня „майн Гретхен“. А однажды в поздний час раздался голос, усиленный
А однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном: „Рус Иван, спой Катьюшу!“. Немцам, видать, эта песня хорошо запомнилась, потому что мы ее частенько пели.
Есть и ещё один важный факт, также, видимо, повлиявший на появление «имени» у этих минометов. На применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой находилась маркировка «КАТ» – «Костикова автоматический термитный». Примечательно, что в июле 1941 года, когда «Катюша» впервые была применена батареей Флёрова, собственно прозвище «Катюша» реактивные миномёты ещё не носили. Но уже в сентябре 1941 года, когда под Одессу был отправлен 8-ой отдельный гвардейский реактивный миномётный дивизион, прозвище «Катюша» у реактивных миномётов уже было. Новому названию нетрудно было прижиться, поскольку появление оружия в боевых частях совпало с ростом популярности песни «Катюша».
Хор студентов: «Катюша»
Учитель : 1.Подвиг советского народа нашел свое отражение не только в поэзии ,но и в прозе. Студенты подготовили выставку книг.
Знакомство с писателями :студенты рассказывают автобиографию и творчество писателей ВОВ
Быков Василь –Обад А.
Курочкин Виктор Александрович- Сабырулы С.
Шолохов Михаил Александрович- Икрамкул Ж.
Воробьев Константин Дмитриевич – Абирбекова С.
Васильев Борис Львович – Шайдикаримов К.
Бондарев Юрий Васильевич-Байденова Б.
Бауыржан Момышулы –Кайырханов Ж.
Учитель:
Тема — всенародный подвиг- вдохновляла поэтов старшего поколения .Сознание справедливости в борьбе с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Казахский поэт Жамбыл Жабаев выразил мысль о боевом содружестве, написав стихи «Ленинградцы ,дети мои».
Джамбул Жабаев . Ленинградцы, дети мои! Чтение отрывка Кабылбек А.
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну —
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
Вот зачем на север бегут
Казахстанских рельс колеи,
Вот зачем Неву берегут
Ваших набережных края,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный он слышал звон.
Пережив четырех царей,
Испытал я свирепость их;
Я хотел, чтоб пала скорей
Петербургская крепость их;
Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые в пот
Учитель. Вывод: Литературный процесс во все времена отражал те события, которые происходили в истории нашего общества. Славные имена замечательных писателей и поэтов навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные события. Своей жестокой рукой война коснулась каждую семьи.
Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле ,тех кто отстоял наши жизни на полях войны. Среди них и наши Герои -Казахстанцы .
(Слайд 8)показ Герои-Казахстанцы
Бауыржан Момышулы — родился в 1910 г. в Жуалинском районе Джамбульской области. Выдающаяся личность в истории Казахстана. Герой, писатель, неординарная личность. Книги автора пронизаны патриотизмом. Они стали первыми литературными произведениями военного жанра в истории страны. Как жил и творил писатель? Какие знаменательные события он повидал? Какие награды получил за свои достижения? Читайте в статье.
Учитель: И в конце нашего проекта хочу закончить строками стихов Роберта
Рождественского
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это нужно – не мертвым !Это надо живым!
Минута молчания.
Все портреты известных героев Великой Отечественной войны нарисовала наша талантливая студентка Акылжанова Улбике, просим обратить особое внимание на юное дарования и хотим призвать администрацию колледжа провести конкурс плакатов на военную тематику ,на тему «Ничто не забыто» так ,как нам известно ,что 2020 году 75 лет исполняется Великой Отечественной война. Передаем – это Челленджер плакатов, Великой Отечественной войны группе ШМ 18-1