Home » Образование и история » Проектная деятельность как способ формирования творческой саморазивающейся личности школьника

Проектная деятельность как способ формирования творческой саморазивающейся личности школьника

Ермухамедова Ж.Е.,
ст. преподаватель кафедры
«Психолого- педагогического
сопровождения образовательного
процесса» АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Алматинской области»

Исследовательская и проектная работа, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, имеет огромное значение. Особенно это становится актуальным в условиях перехода общеобразовательных школ на обновленное содержание образования. Задачи, которые мы ставим в соответствии с новыми программами, и реализация данных задач способствует реализации системно – деятельностного подхода в обучении. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность.

Так как творчество немыслимо без познавательной активности, современное школьное образование невозможно без исследовательской работы учащихся. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, – творец.

Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребёнка через активные способы действия. В обновленной программе под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта. Проект создаёт максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи — и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки — я научусь».

именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих — наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Проектировочную деятельность можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного похода к образованию.

Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний — он учится учиться.

Главной идеей метода проектов является направленность ¬познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Привитые в младшем школьном возрасте такие навыки становятся привычными и в старшей школе, и на протяжении всей жизни

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности. Над формированием своих убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Выводит процесс воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Проектная деятельность позволяет учащимся выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Проектный метод способствует привлечению к активной творческой деятельности всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителя и родителей.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

Применение проектной деятельности будет способствовать формированию у учащихся следующих компетентностей:

  • коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);
  • информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);
  • личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

По методу, доминирующему в проекте различают:

  • исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.)
  • творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж.
  • приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
  • информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации.
  • практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Цель проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени.

Метод проектов является одним из важнейших элементов педагогической деятельности, влияющим на развитие творческих способности учащихся. Благодаря этому методу ученики учатся работать в команде или индивидуально, собирать информацию и применять ее, решая поставленные цели и задач.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, опирается на личностный выбор и интерес и поэтому гораздо глубже мотивирована.

Нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения. Комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом проектно-исследовательская деятельность учащихся имеет огромные возможности для самореализации и творческого роста учащегося, является надежным способом развития творческой самостоятельности, независимости мышления и повышения мотивации учащихся к самообразованию.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*