Даулетбек Айдана Жомартқызы
Нұр-Сұлтан қаласы
«№ 49 орта мектебі» КММ
ағылшын тілі пәнінің мұғалімі,
педагог-модератор
Что мы с вами делаем? В настоящее время в преподавании и обучении мы используем технологии для поддержки традиционных способов обучения — повышения качества презентаций уроков с использованием интерактивных досок, чтения нового урока, которые можно читать в PowerPoint и доступны в Интернете, расширения библиотеки, предоставляя доступ к цифровым ресурсам, воссоздания интерактивных обсуждений в режиме реального времени а синхронно онлайн — все это хорошо, постепенные улучшения качества и гибкости образования, но они нигде не становятся трансформационными.
Что бы мы могли сделать? Давайте посмотрим на это через призму обучающегося и охватим все те неустойчивые амбиции с точки зрения того, как они могли бы объединиться, чтобы преобразовать образовательный опыт одного человека. Как можно убедить обучающего достигнуть своего учебного потенциала, если он всегда не любил учиться, полагал, что дальнейшее образование не для него, если он человек с небольшим набором навыков и низкой самооценкой?
Амбиции верны — их совокупный эффект, безусловно, должен принести мотивацию, возможность и поддержку этому молодому человеку. Но посмотрите на то, что требуется для достижения всего этого: процессы преподавания и обучения должны привлечь внимание обучающихся так, чтобы они получали удовольствие от обучения; знания и навыки обучающихся, которые необходимы, нужно связать с интересами последних, чтобы они стали мотивированы на учебу; обучающиеся нуждаются в постоянной персональной поддержке и ободрении для сохранения темпа обучения и такого его уровня, чтобы они чувствовали себя вовлеченными в процесс обучения; содержание и процесс обучения должны быть совместимы с их социальной культурой; они должны быть в состоянии видеть долгосрочную перспективу в тяжелой работе над обучением — каждый учитель с призванием учить хочет обеспечить все это, но этот уровень персонализации не может быть предложен для каждого обучающегося.
Перспектива новой технологии заключается в том, что она может обеспечить нужды каждого из обучающихся. Это привлекательная и легко реагирующая на запросы среда; она может собирать контент в соответствии с интересами; она может реагировать на индивидуальные потребности темпа и уровня; она соответствует стилю и формам молодежной культуры; она может связать учебную деятельность с производством и тем самым позволяет учителям предоставлять гораздо больше того, что только они могли бы сделать для своих студентов. В тех случаях, когда мы находим невозможным охват образовательного обеспечения, обычно существует способ, с помощью которого цифровые технологии могут существенно изменить ситуацию.
Но мы используем педагогический потенциал технологий только в тех случаях, в которых мы традиционно привыкли видеть их предназначение, — в качестве информационных систем, для сбора данных, для организации коммуникационных процессов, для представления материала, — и не используем для решения действительно сложных проблем, связанных с нашими амбициями в отношении эффективного образования. Творческое использование цифровых технологий, выводя нас далеко за пределы возрастающей ценности более доступных лекционных презентаций, могло бы быть преобразовательным для преподавания и обучения. Проблема заключается в том, что преобразование больше связано с человеческими и организационными аспектами преподавания и обучения, чем с использованием технологий. У нас есть стремления. У нас есть технология. Чего не хватает, так это того, что объединило бы их. Если бы представители министерства образования были бы полностью вовлечены в этот процесс, это была бы стратегия, и у нас был бы процесс изменения, направленный сверху вниз. Если бы практикующие педагоги были бы полностью задействованы, это было бы экспериментальной инновацией, и у нас был бы процесс изменений, направленный снизу вверх. Лучше иметь и то, и другое направления, но слишком многим учебным заведениям все еще не хватает серьезного лидерского участия в инновационном применении цифровых технологий. В любом случае инновации в педагогических аспектах преподавания и обучения должны исходить от академического сообщества. Это то, чему должно уделяться основное внимание.
Когда наша система образования будет использовать электронное обучение в достаточной мере, оно будет пронизывать все, что мы делаем, так же, как бумажные технологии. Преподаватели будут считать это частью своих профессиональных обязанностей «проектировать обучение», используя различные формы цифровых технологий. Мы отбросим идею о том, что проблема педагогических инноваций может быть оставлена на усмотрение коммерческих поставщиков и вместо этого будем рассматривать их роль в предоставлении инструментов и условий, которые преподаватели могут использовать во всех творческих, инновационных и научных направлениях, где они в настоящее время используют бумажные технологии. Мы не должны ждать, что издатели выпустят учебники, мы не должны ожидать, что они создадут для нас образовательное программное обеспечение.
Поскольку учебные контексты все больше и больше обогащаются электронными и мобильными технологиями, то исследования в области электронного обучения могут предложить больше основных направлений образовательной практики. Анализ мнений различных авторов, исследующих данную проблему, выявил довольно критическое отношение к вопросам, связанных с разработкой, обменом и повторным использованием учебных мероприятий, и позволил предложить инструменты, которые педагоги-практики могут применить к своим собственным проблемам и контекстам. Цель состоит в том, чтобы внести идеи проектирования обучения в учебный процесс и расширить набор инструментов и методов в повседневном использовании..
Папирус и бумага, мел и печатные установки, проекционные аппараты, развивающие игрушки и телевидение, даже базовые технологии письма когда-то были инновациями. Компьютер и его более поздние мобильные и беспроводные аналоги — это только последние результаты человеческой изобретательности, которые мы имеем в нашем распоряжении. Это правда, что ни одна из названных технологий не изменила фундаментальные способности человека учиться. Но они коренным образом изменили то, как передаются идеи и практики и что значит быть знающим или способным человеком. Пока подобные книги будут помещать дискуссии о новых технологиях обучения в твердо установленных рамках образовательного дискурса, мы также утверждаем, что эти технологии будут представлять собой сдвиг парадигмы с конкретными и множественными воздействиями на природу знаний в обществе и, следовательно, на природу обучения. Переосмысливая педагогику для эпохи цифровой информации и коммуникации, мы не пытаемся определить какой-то новый аспект или область дисциплины: мы пытаемся переформулировать всю дисциплину в этом новом контексте. Опасность «ведения дела по старинке» с цифровыми усовершенствованиями, когда они доказали свою эффективность, заключается в том, что мы воспроизводим существующую практику, а не оцениваем, где цифровые технологии могут нарушить нормы, бросить вызов предположениям, инновационным дисциплинам и профессиям и ввести совершенно новые формы учебной деятельности.
Технология также оказала глубокое воздействие на сами образовательные организации. Школы объединены в сеть таким образом, что пересекают традиционные институциональные секторальные и даже национальные границы: если еще не полностью «безграничны», то стены класса все больше и больше становятся прозрачными. Учащиеся сейчас более мобильны между учебными заведениями, чем это можно было представить себе до электронных портфолио и личных отчетов об обучении; все из перечисленного требует внедрения цифровых технологий в масштабе всей системы образования. Поскольку учащиеся имеют больше выбора в отношении того, когда и как участвовать в формальном образовании, они взаимодействуют с учебными заведениями таким образом, чтобы все чаще опосредованно использовать цифровые системы, например, вероятнее всего они будут стремиться использовать общедоступный веб-сайт, чтобы узнать о курсах обучения, подать заявку и зарегистрироваться в Интернете, связаться с преподавателями по электронной почте, получить доступ к информации и ресурсам курса через управляемую среду обучения, сдавать контрольные и получать оценки через компьютерную систему оценки.
Наконец, и сами учащиеся меняются. Большинство молодых людей в западных странах регулярно пользуются Интернетом и электронной почтой, текстовыми сообщениями и социальным программным обеспечением, сайтами обмена файлами, сервисами «Облака» и мобильными устройствами. Их знакомство с этими новыми формами обмена информацией переносится и на их обучение. Помимо того, что их учебное заведение или обучающий курс требуют использования технологий, учащиеся используют еще коммуникационные и информационные инструменты, которые помогают им управлять своим процессом обучения. Действительно, некоторые проекты по трансформации учебных программ показали, что можно добиться большего прогресса, позволяя студентам выбирать свои собственные технологии обучения.
Некоторые из ментальных привычек, связанных с личными и социальными технологиями, рассматриваются учителями как бесполезные, особенно часто это некритическое отношение к интернет-информации и менталитет «копировать-и-вставить» поколения, воспитанного на инструментах редактирования, а не на традиционных ручке и бумаге. Были сделаны тревожные выводы о том, что такое поведение сохраняется вплоть до докторантуры. Краткость чата и текста бросает вызов традиционным стандартам орфографии и грамматики, и нет никаких сомнений в том, что использование личных технологий создает новые неравенства среди учащихся. Учителя должны свободно реагировать как критически, так и творчески на эти новые технологии, но они не могут позволить себе игнорировать их, если хотят взаимодействовать со своими учениками.
Данная дискуссии должна предупредить нас о том, что педагогика и технология также затрагивают вопросы ценности. Точно так же, как влияние технологии меняет то, как знания ценятся в нашем обществе, как мы ценим различные виды обучения и достижения, а также различные модели организации обучения. Некоторые ценности, такие как рыночные ценности и ценности традиционного академического учреждения, вступают в конфликт в результате воздействия технологий. Хотя различные авторы имеют разные точки зрения на эти дебаты.
Литература
- 1. Вишняков Я. Д., Кирсанов К.А., Зозуля А.В. Картины миропонимания и современная система образования: рискологический взгляд. // Риск. Выпуск №2 2006. стр. 5-
- 2. Ильинский И.М. Образовательная революция. -М.: Изд-во Моск. Гуманит.-социальн. Академия, 2002. — 592с.