Home » статьи » Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе  

Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе  

Касымжанова Нургуль Келтаевна,
КГУ «Опорная школа» (РЦ) на базе ОСШ
им. Ш. Батталовой Карагандинская область,
Шетский район, поселок Акжал

Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям» В. А Сухомлинский

 В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей, творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрение инновационных программ, реализацию принципа здоровьесберегающего гуманного подхода к детям.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает учебный процесс эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
В программе обучения и развития детей 5,5–6 лет. “Предшкольная пора” Н. Ф. Виноградовой четко определен спектр целевых ориентаций педагогических игр:

  • дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков;
  • воспитывающие –  воспитание самостоятельности, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание    сотрудничества,                     коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • развивающие –  сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные.

Одним из приоритетных направлений в деятельности по реализации программы “Предшкольная пора” Н. Ф. Виноградовой стала подготовка к здоровому образу жизни на основе применения игровой технологий.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает  активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровых технологий в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена:

  • Развлекательная: Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
  • Коммуникативная: игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
  • Самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
  • Игротерапевтическая: игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  • Диагностическая: игра   обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое “поле самовыражения”.
  • Коррекционная: при соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  • Межнациональная коммуникация: Игры – национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
  • Социализация: эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Технология проведения игры:

  1. Подготовка игры:
  • Тема.
  • Учебные цели.
  • Предложение основы для составления модели.
  • Определение состава участников игры, распределение ролей.

Проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.

  1. Проведение игры:
  • Разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений) .
  1. Подведение итогов игры:
  • Время.
  • Общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности.
  • Рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности) .

Взрослые должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мыщечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Опыт последних лет подсказывает, что традиционная система занятий с детьми, имеющими отклонение в состоянии здоровья, недостаточна для реабилитации. Поэтому разумно включать в учебные занятия профилактические и коррекционные оздоровительные игры в зависимости от вида заболевания.
Следует учитывать, что дети в возрасте 5,6–6 лет в силу своих психофизических особенностей правила игры не воспринимают как закон, поэтому для них особенно важно проводить сюжетные игры и физические упражнения (согласно программы “Предшкольная пора” Н. Ф. Виноградовой) .
Действуя согласно сюжету игры, дети учатся своевременно реагировать на определенные сигналы – звуковые и словесные. Эти ориентиры помогают ребенку выполнять игровую задачу, своевременно переключаться с одного действия на другое.
Оздоровительные  игровые   занятия, предложенные в пособии, рекомендуется использовать обучению, с явным использованием соревновательной деятельности или командно-соревновательной. Игровая форма проведения подготовительной части урока мотивирует учащихся к выполнению упражнений, создаёт положительный эмоциональный настрой, повышая интерес к поставленной задаче.
Подготовительная часть занятия делится на универсальную и специальную. Универсальная (общая) разминка нужна для подготовки к тренировке всего организма. В ее процессе в результате повышения температуры тела и разогрева мышц активизируется обмен веществ, изменяется в лучшую сторону состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышается работоспособность мышц.
Каждый учитель знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к уроку. Совершенно иначе выполняется одно и то же задание, если сказать детям, что нужно помочь Незнайке найти и исправить ошибки. Являясь занимательным по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Казалось бы, сказка и математика – понятия не совместимые. Свежий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Однако нередко именно такая форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики. В то же время важна и обратная связь: в ряде случаев встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять, глубоко заглянуть в него.
Поэтому в гости к нам часто приходит Незнайка, проказник Буратино, различные зверушки. Дети дружат с ними, выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.
Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше? », «Полет в космос»,
«Собери урожай» с использование разнообразного счетного и наглядного материала.
«Точно по курсу» На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля.
Именно в игре дети способны понять серьезные  вещи.
Играя, они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, все это в конечно счете — труд.
Успех его обеспечивается желанием учиться – это есть психологическая готовность к учению.
Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность организована.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*