Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.

 

Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от учителей новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения. Поэтому перед учителями встает вопрос:  «Как повысить качество знаний, как добиться того, чтобы полученные на уроках знания помогли учащимся стать  конкурентоспособными?».

Программа, по которой обучались учащиеся 10-20 лет тому назад, не позволит получить соответствующие знания современному поколению.  Новые экономические отношения, новые технологии требуют более высокого порядка навыков для наших детей.

Каждый год система образования обновляется.  Сейчас главная задача не просто дать ученикам знания, а научить их применять на практике. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся учились самостоятельно добывать знания, получать новую информацию из разных источников.

Мы, педагоги, должны быть готовыми к новым идеям, новшествам в образовании Республики Казахстан. Мы должны следовать словам великого педагога В.Сухомлинского:  «Если не повышаются знания учителя, то ученики будут обречены на скупые следования учебникам, у ребенка пропадет охота к знаниям, погубим его интеллектуальные задатки и способности. И если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает страсть в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники всегда отзовутся и поймут его».

Я учитель химии и биологии общей средней школы №23 имени А.Бокейханова  г.Кентау Туркестанской области. Проработав, в данной школе 10 лет, научилась находить пути выхода из сложившейся ситуации через применение на практике новых подходов, а именно диалоговое обучение и обучение в группах, оценивание для обучения и оценивание обучения.  Используя «исследование в действии»,  я могу понять на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения и как правильно скорректировать их работу, используя факторы: понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему учить; структурировать учебный процесс; как оценивать.

Хочу поделиться с вами с теми новшествами, которые использую на уроке.

Каждый урок начинаю с психологического настроя, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки и хорошей атмосферы в классе, применяя различные стратегии: «Пожелания друг другу», «Поздоровайся локтями»,  «Круг радости», «Потанцуем вместе»,  «Волшебные руки», «Ладошка удачи».

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Часто использую этот метод, потому что точечный массаж пальцев рук улучшает память и активизирует работу больших полушарий головного мозга.

  При проверке усвоения пройденного материала использую стратегии «Горячий стул», «Кто я», «Метод проектов», «Волшебная палочка», когда на уроке один ученик передает другому волшебную палочку, после чего следует правильный ответ. Метод  «Взаимная проверка» использую при проверке письменного домашнего задания по химии. Предлагаю   ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.

Современный урок в условиях обновления содержания не может обойтись без такого ингредиента, как определение темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль. Я больше отдаю предпочтение показу видеоролика или химической реакции, необычного предмета в «черном ящике». Ребята с удовольствием,  соревнуясь, стараются назвать тему урока.

Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией. Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение. На уроках новой формации обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах.

Самой особенной формой современного урока является коллаборативная работа, где дети полностью раскрываются и показывают себя с другой стороны.  Бывало, ученик, который никогда не хотел выходить к доске, был пассивен на уроке, мог в групповой работе и защите подключиться и становится помощником лидера.

Немаловажная особенность новых подходов — это критериальное оценивание.  На каждую работу ставятся конкретные критерии оценивания, и ученики учатся оценивать окружающих и себя по четко поставленным критериям, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». Такой вид оценивания нужен постоянно и систематически. Он отражает настоящий  и значимый опыт обучения, который фиксируется  наблюдением, описанием конкретных ситуаций, рефлексией, образцов реальной работы ученика, бесед, заданий и другими способами.

Процедура совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев:

  1. Объявляю учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.
  2. Прошу каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
  3. Записываю на доске критерии, предложенные учащимися.
  4. Убеждаюсь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
  5. Располагаю все критерии по степени важности.
  6. В процессе обсуждения выбираются приоритетные критерии.
  7. Если предполагается выставление отметки, определяю количественное выражение (баллы) каждого критерия .

На своих уроках я провожу формативное оценивание при помощи разных видов: 1.«Словесная оценка» -это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. 2. «Две звезды, 1 пожелание» -этот  вид работы способствует  видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально. 3. «Светофор» -техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь».  «Большой палец». «Смайлики». «Инсерт». «Оцени цветом».
По окончании урока предлагаю учащимся закончить предложения, например, такие, как:
1) Наиболее трудным для меня было…
2) Не вызывали трудности задания по темам…
3) Хотелось бы, чтобы на уроках больше уделялось внимания…
4) В дальнейшем я хотел(а) бы углубить свои знания.

В своей практике  в конце  каждого раздела провожу обобщающие уроки в нетрадиционной форме. Детям такие уроки очень нравятся. Использую в работе с учащимися  игровые методы в виде соревнований «О, счастливчики», «Chemists’ battle», «БиС».  По технологии Ф.Я. Вассермана «Биоинтернет и синэнергетика»  устанавливаю на  каждом этапе работы достигли  ли ученики нормативного показателя качества обучения. Качество считается достигнутым, если 63% учащихся получили оценку – пять или четыре.

Наш Президент Н.А. Назарбаев поставил перед современным обществом основную задачу:

«Мы будем трехъязычными — это не потому, что это чья –то прихоть. Жизнь заставляет. Государственный язык – язык народа, где мы все живем, нам надо знать. Мы должны знать английский язык, потому что это язык науки, инноваций. И надо знать русский язык, на котором мы научились говорить и понимаем друг друга, и язык нашего большого соседа».  

Английский язык – это язык науки и технологии.  Наша школа идет в ногу со временем,  и тоже вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание конкурентоспособной  личности,  которое сможет свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность.

Несколько лет назад я даже предположить не могла,  что я буду проводить свои уроки на английском языке. Мои коллеги  разделились во мнениях. Некоторые считали, что это прекрасная идея, которая откроет двери в перспективное будущее. Если будет качественное образование, то трехъязычие, конечно же, правильное решение. Кто-то считал реформу не самой лучшей.

По заданию  МОН РК в нашем городе были организованы курсы английского языка для учителей химии, физики, биологии, информатики.

Многие учителя школ города успешно прошли эти курсы, получили сертификаты и теперь внедряют в своей педагогической практике преподавание вышеперечисленных предметов на английском языке.

Уже год я вместе с детьми учусь и осваиваю предмет  химию на английском языке. Хочу отметить

Конечно, я тоже вначале думала, получится у меня или нет.  Не предполагала такого хода событий. Детям очень нравится и они с интересом работают на уроке.

На каждом своем уроке я стараюсь наблюдать за сложившейся ситуацией в классе, анализировать ее и, соответственно, делая выводы, вносить изменения в свою педагогическую практику. В обучении своему предмету я стараюсь делать упор на самостоятельную и поисковую деятельность учеников. На моих занятиях учащиеся часто работают с дополнительными источниками, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Таким образом, я развиваю в учащихся умение критически осмысливать происходящее, а так же более эффективно использовать полученные знания, умения, навыки не только в учебной деятельности, но и на практике, в жизни.

Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса.  И моя задача,  направить ученика в нужное русло, подсказать, как добыть знания, добиваться того, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

 

Дуйсембаева Айжан Борисовна,

Түркістан облысы Кентау қаласы

№23 Ә.Бөкейхан атындағы жалпы орта мектебі КММ

химия пәні мұғалімі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*