Состояние системы образования в Казахстане характеризуется реальными действиями на пути интеграции в мировое образовательное пространство.
Ключевым и конкурентным преимуществом Казахстана на мировом рынке должен стать высококвалифицированный, мобильный человеческий капитал, а также постоянное внедрение инноваций.
На мой взгляд, одним из важнейших аспектов повышения качества учебного процесса являются инновационные технологии, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры и политики.
Стратегические направления в системе образования требуют поиска новых организационных форм, методов обучения и воспитания. В связи с этим встаёт необходимость осуществления инновационной деятельности.
Негативные последствия кризиса традиционной модели образования — это, прежде всего, разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе инновационными технологиями. Необходимо пересмотреть отношение к инновационным технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение.
Несомненно, внедрение инновационных технологий, её реализация имеет свою специфику, дающая основание для специального рассмотрения.
Инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов. Это целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению и распространению современных идей, актуальных для данных условий. Он направлен на качественное улучшение системы.
Инновационные технологии предполагают введение нового в цели образования, новых форм и методов обучения и воспитания, детский сад и школа становятся экспериментальной площадкой.
На сегодняшний день руководителями системы образования выделены четыре наиболее важных подхода обучения и воспитания: деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный и здоровьесберегающий. Реализация компетентностного подхода, который является новым для нашей системы образования, предполагает, что основным результатом должна стать не система знаний, умений и навыков школьника, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Одной из ведущих технологий 12-летней школы неслучайно выбран проектно-исследовательский метод. Инновационные технологии нужно нацеливать на развитие мышления, учить детей анализировать, самостоятельно добывать знания, чтобы они умели выбирать, вступать в дискуссии, отстаивать свою позицию, давать адекватную оценку своим действиям.
Научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее – педагогические принципы 12-летней школы.
Внедрение инновационных технологий в связи с изменением парадигмы образования, ее содержания и задач, с учетом специфики предмета и индивидуально-возрастных особенностей учащихся повысит эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.
Бесспорно, многоаспектность и творческий характер педагогической деятельности обусловливают необходимость сознательного и творческого применения разнообразных инновационных технологий, поиска оптимальных путей совершенствования обучения и воспитания.
Основная функция инновационных технологий как системного целостного средства преобразования педагогической деятельности состоит в повышении качества процесса, в наилучшем решении задач развития личности учащихся. Инновационные технологии реализуются на практике непосредственно педагогом. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям обучения и воспитания или разрабатывать индивидуальные технологии преподавания учебного предмета, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление инновационной технологии как средства повышения качества учебного процесса.
Aхметова Айнур Асылбаевна,
Тагашбаева Рабига Абеновна,
Гуманитарный колледж имени Абая,
г. Нур-Султан