Пушкалова О.И.
преподаватель фармацевтических дисциплин
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж», г. Петропавловск, СКО
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
В настоящее время одним из важнейших требований современной фармации является высокий уровень квалификации персонала фармацевтических организаций. Обладание фармацевтическими специалистами необходимыми знаниями, умениями, навыками и опытом трудовой деятельности, формирующими профессиональные компетенции, позволяют им качественно оказывать фармацевтические услуги населению, выполнять свои должностные обязанности.
Уровень подготовки будущих фармацевтов зависит от организации учебного процесса, от применяемых форм и средств обучения.
Концепцию «учение через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
- учёт интересов обучающихся;
- учение через обучение мысли и действию;
- познание и знание как следствие преодоления трудностей;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). Деятельностный подход заключается в том, что способности проявляются и развиваются в процессе деятельности, соответствующей способностям и склонностям личности.
Метод обучения, при котором студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».
Для качественного усвоения предмета помогаю студентам актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Профилизация является одним из главнейших качеств, обучающихся и важнейшим условием их обучения.Чем выше профессиональный уровень обучающихся, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность. Формирование профессионализма в учебной деятельности является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые студент включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. Становясь студентами, вчерашние школьники включаются в совершенно новые формы обучения, требующие от них умения думать, осмысливать устный материал, конспектировать, самостоятельно изучать первоисточники, учебную литературу, готовиться к семинарским, практическим и лабораторным занятиям и т.д.
В отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить «один раз и навсегда». Для успешного решения задач необходимы не только базовые знания общепрофессиональных и медико-биологических дисциплин, в особенности химии и патологии, но и глубокая систематическая подготовка студентов. Электронные ресурсы, используемые на занятиях, содержат мультимедийные материалы для самостоятельной подготовки по курсу фармакологии. Предлагаемые материалы включают историю предмета, деонтологические аспекты назначения лекарственных веществ, электронные справочники лекарственных средств, учебники. Кроме того, справочные материалы, образцы правильно оформленных рецептурных прописей, актуальную информацию о лекарственных средствах, учебные материалы для самоподготовки студентов – лекционные материалы в формате слайдовых презентаций формата PowerPoint; главы учебника по фармакологии и т.д. Помимо мультимедийного обучающего комплекса, на лекциях и практических занятиях широко использую аудиовизуальные средства обучения: короткометражные учебные фильмы, видеозаписи, таблицы. Подготовлены задания в форме задач и в виде деловых игр.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию студентов на уроке я использую проблемный вопрос, рассказ о реальных событиях и др. На этапе целеполагания, актуализации внедряю прием «Я уже знаю», т.к. это дает возможность осуществить межпредметную связьдисциплин «Технология лекарственных форм», «Фармакогнозия», «Организация экономики фармации с основами менеджмента и маркетинга». Приемы «Ключевые слова», «Кластер» дают возможность объединить несколько тем в одну, например, «Наркотические и ненаркотические анальгетики», «Снотворные средства. Противоэпилептические средства». Фармацевт должен уметь заменять препараты по действующему веществу, поэтому использую прием «Ассоциативный ряд».
На этапах формирования и закрепления полученного опытаприменяю частично-поисковые, проблемные методы. Организую работу с текстом в форме составления таблиц, построения логической схемы и др.В играх (ролевые, деловые) моделирую реальную ситуацию. Например, к фармацевту обратился посетитель – пожилой человек. Он страдает бессонницей, и врач выписал ему димедрол.
Вопросы:
- Каков механизм действия димедрола?
- Каковы возможные осложнения?
- Какое лекарственное растительное сырье можно использовать в данном случае?
Например, к работнику аптеки обратился посетитель с просьбой дать полную характеристику приобретенного лекарственного препарата «Ново-пассит».
Вопросы:
- Какие лекарственные растения входят в состав препарата?
- Укажите фармакологические свойства лекарственного сырья и способы применения.
К фармацевту обратился пациент с жалобой на качество ранитидина, который, по его мнению, перестал действовать. В беседе, выяснилось, что больной для усиления эффекта одновременно начал принимать препарат алмагель.
Вопросы:
Почему снизился эффект ранитидина?
- Как правильно сочетать прием антацидов с основными противоязвенными средствами?
- Укажите механизм действия ранитидина и его возможные побочные эффекты.
В ролевых ситуациях студенты, становясь фармацевтами и клиентами, разрешают жизненно важные проблемы. Применяю МОПС – формулу (мнение – объяснение – пример – следствие).
Фармацевт должен грамотно уметь предлагать лекарственное средство безрецептурного отпуска, объясняя посетителю почему он рекомендует именно этот препарат.
Использование методов и приемов деятельностного подхода на занятиях по дисциплине «Фармакология», формирует у обучающихся положительную мотивацию к восприятию материала, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При использовании данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала.
Деятельность современного преподавателя невозможна без использования инновационных технологий. Их применение улучшает качество усвоения учебного материала, способствует повышению интереса к предмету, развитию интеллекта и духовного обогащения каждого студента.
Литература:
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования. — 2008. — №2.
- Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. — Томск, 2002. — 36 с.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система иструктура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2010.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2009.
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.