Одной из принципиальных особенностей образования «нового поколения» является переход от передачи учителем готовых знаний учащимся к добыванию знаний учеником самостоятельно, безусловно, не исключая помощи взрослого. В рамках нового ФГОС среди ряда задач перед учителем встала, можно сказать, главная задача: воспитание «ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», креативного, способного мыслить аналитически, готового к адекватным умозаключениям и выводам, ребенка коммуникабельного, мобильного, легко и грамотно выражающего свои мысли, умеющего вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Одним словом, школьному учителю необходимо перейти от передачи «объективного знания» по предмету к мотивации учащихся на проявление инициативы и самостоятельности в разрешении возникших вопросов. Задачами учителя являются развитие у учеников познавательного интереса, создание «развивающей среды», развитие у учащихся умения использовать информационные ресурсы для решения поставленных вопросов. Решение данных задач способствует достижению конечной цели — формирование у учащихся компетенций.
Как же перейти к работе «по-новому» учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями?
В своем материале мы хотим представить возможности использования кейс- технологии в работе со школьниками с особыми образовательными потребностями, позволяющие нам решать как традиционные коррекционно- развивающие задачи, так и задачи, поставленные перед учителем в новом образовательном стандарте. По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс- стади не столь известен. Еще менее опробован он в работев коррекционных образовательных учреждениях.
Однако его преимущества (коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков) столь привлекательны, что использование его в работе, даже при наличии трудностей в реализации методики в рамках школы, имеет очень много плюсов.
Особенностью метода кейс — технологий является создание проблемной ситуации и ее последовательное решение, в ходе которого актуализируются и расширяются знания, умения и навыки учащихся. Данный метод способствует развитию анализа ситуаций, выбора оптимального пути решения, планирования собственных действий, оценивания альтернативного решения заданий, развития коммуникативных умений, развития навыка работы с информационными источниками. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого школьника в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит им заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении.
Кейс — технология работает на развитие учебно-информационной (освоение методов анализа и критического мышления, умение работать с текстом, создание авторского продукта, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, освоение методов сбора данных) и коммуникативной (социальной) (развитие умений самостоятельной работы и работы в группе, получение коммуникативных навыков, развитие презентационных умений, формирование интерактивные умений) компетенций.
Изучив материал по данному вопросу, мы пришли к выводу о том, что наиболее адекватным и продуктивным в работе с детьми с особыми образовательными потребностями будет использование практического вида кейса. Это связано с тем, что задачей практического кейса является разрешение какой- либо жизненной ситуации, а, как нам известно, первичной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка ее воспитанников к успешной социализации. При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными, что также отвечает нашим требованиям в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, как было сказано ранее, разрешает первичную задачу по социальной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями в обществе.
Итак, предлагаю план разработки кейса по теме «Развитие лексико — грамматической стороны речи учащихся 9 классов с УО легкой степени. «Дом. Квартира».
Рассмотрим примерную структуру кейса:
Фабула (ситуация) — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Вопросы или задания для работы с кейсом
Приложения
Фабула по нашему кейсу:
«У моей сестры есть друзья. Это очень хорошая, добрая семья Ивановых. У Ивановых трое детей: две девочки и мальчик. Кате Ивановой 2 года, Лене- 13 лет, Диме — 6 лет. Недавно Владимир и Ирина купили таунхаус. Квартира просторная, светлая, добротная, но совершенно не благоустроенная. Семья стала думать над обустройством квартиры и зашла в тупик, потому что никогда не сталкивались с подобной задачей. А вы когда- нибудь участвовали в ремонте дома или квартиры, подборке мебели? Скоро Ивановым придется переехать в свою квартиру, но она еще не готова. Мы обратились в «Школу ремонта», но им нужен дизайнерский проект. Вы хотите попробовать побыть дизайнерами интерьера? Мы могли бы помочь хорошим людям.»
Словарная работа:
Таунхаус — малоэтажный жилой дом на несколько многоуровневых квартир, как правило с изолированными входами
Добротный — сделанный хорошо, прочно, из очень хорошего материала.
Благоустроенный — содержащийся в порядке, оснащенный новейшим оборудованием и имеющий все условия и удобства, необходимые для жизни или работы.
Дизайнер — это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью, в рамках которой он создает единство внешнего вида и предназначения продукта, соблюдая его эстетическую привлекательность и функциональность.
Интерьер — внутреннее пространство помещения.
В рамках контекста ситуаций мы сообщаем:
— план квартиры;
— цветовые предпочтения, интересы и род деятельности жильцов:
*Ирина и Владимир предпочитают теплые пастельные тона, а также деревянные и стеклянные поверхности, Лена очень любит цвет фукси и кожаные поверхности, Диме нравится салатовый цвет, а маленькой Кате нравится все яркое, пестрое и мягкое.
* Ирина домохозяйка, она увлекается вязанием и шитьем. Еще она очень любит готовить вкусные изысканные блюда и устраивать званые ужины. Владимир программист. Даже дома он много работает. В свободное от работы время Владимир читает, смотрит телевизор и занимается спортом. Лена учится в 7 классе. Ее увлечение- музыка и танцы. Еще она очень любит красиво одеваться, поэтому у нее очень много одежды и обуви. Дима ходит в детский сад и в спортивную секцию. Он увлекается гимнастикой. Дима очень подвижный, энергичный ребенок. Маленькая Катя пока не ходит в сад. Целый день она проводит с мамой, играя, гуляя, смотря мультфильмы. У Кати очень много игрушек, и она охотно с ними играет.
Комментарий ситуации, представленный автором
Как вы думаете, важно учитывать предпочтения жильцов? Почему? А может мы лучше знаем, что нужно для хорошего интерьера?
Вопросы или задания для работы с кейсом
- Составление плана действий для создания дизайнерского проекта квартиры Ивановых (можно дать готовый план с перепутанной последовательностью, либо несколько пунктов лана).
- Анализ потребностей, предпочтений и интересов жильцов (возможно, для упорядочения информации составление таблицы, схемы, написание микросочинений).
- Распределение комнаты квартиры по функциональному назначению (возможно написание эссе, дискуссия между группами, презентация и защита плана проекта по группам).
- Знакомство со строительными материалами и их качественными особенностями (обои и их виды, краска и ее виды, напольная, настенная и потолочная плитка, линолеум, паркет и т.д.)
- Подбор строительных материалов, принятие цветовых решений.
- Подготовка и решение проблемных вопросов предложенных одноклассниками по представленному плану проекта. Возможно внесение коррективов в свою работу.
- «Подборка» мебели (посмотреть и обсудить интерьеры в журналах или интернете, ознакомиться с ассортиментом мебели, ее функциональным назначением, дать критическую оценку обстановке в собственном жилье).
- Обсуждение обстановки квартиры внутри группы.
- Оформление жилья текстилем и аксессуарами (работа над словарем, расширение знаний в данной области, создание дизайнерского аксессуара своими руками).
- Подготовка и презентация дизайнерского проекта каждой группой учащихся.
Приложения
В приложениях может быть все, что учитель сочтет необходимым: картинки или фото интерьеров, предметов мебели, цветовые таблицы, таблицы строительных материалов, образцы текстиля, план квартиры. Важно в условиях работы в кейс- методе, чтобы все предложенные материалы были собраны у групп. А также таблицы, схемы, сочинения, расчеты, проекты и другие «рабочие» материалы были собраны либо у каждого учащегося, либо у группы.
Чем же отличается кейс от ситуации? Главное отличие заключается в том, что решение кейса многовариативно, что отражает жизненную правду (ведь каждая ситуация в жизни имеет массу возможных разрешений).
Еще одно не мало важное замечание: в ходе работы над кейсом возможно проведение контрольных тестов с целью определения усвоения материала (определение холодных и теплых тонов, название мебели, усвоение нового лексического материала, грамматических норм языка и др.), а также необходимо проведение анкетирования или тестирования с целью определения отношения учащихся к данному виду работы и уровню их заинтересованности.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна
старший преподаватель кафедры ППСОП
филиала «АО «НЦПК Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по Жамбылской области