Home » статьи » Мотивация на уроках математики

Мотивация на уроках математики


Пулатова Гулзина Абдуллаевна
учитель математики
КГУ «школа-лицей №28» имени М.Маметовой


Мотивация на уроках математики.

Мотивация играет важную роль в обучении математике, так как успешное и эффективное овладение знаниями напрямую зависит от уровня развития мотивации к предмету.

Мотивации разделены на две категории:

  • Внутренняя мотивация. Основной формой внутренней мотивации является любознательность, любопытство, необходимость знать и расширять горизонты знаний.
  • Внешняя мотивация. Она определена достижением какой-то внешней цели. Например, ученик учит хорошо, потому что желает быть первым в классе, или из боязни, что огорчит родителей.

Школьники с внутренней мотивацией нацелены на достижение успеха, они обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель и активно включаются в её реализацию. Деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Задача учителя — создать условия, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения.  Для этого можно использовать различные методы и приёмы, например, создание проблемной ситуации, использование задач практического содержания, организацию познавательных игр и т. д.

Мотив — это источник деятельности лю­бого человека. Он выступает как бы «энергетиче­ской батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к пси­хологии личности так или иначе высвечивает фун­даментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива — внутрен­ней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотивация учения — не стихийно возникающий про­цесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, раз­вивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельно­сти называется мотивацией учебной деятельности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Такие олбучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Обучающиеся вполне успешно справляются с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает мало.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Эти дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В некоторых случаях обучающиеся могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания,

следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детей отмечаются нервно психические нарушения.

Классификация основных методов мотивации. Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности. Условно можно выделить 4 блока основ­ных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.

Эмоциональные— поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представ­лений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания,  удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

Познавательные— опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных реше­ний, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

Волевые— предъявление учебных требований, информирование об обязательных результа­тах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные— развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллектив­ной работы, взаимопроверка, рецензирование

Мотивы, побуждающие учащихся к активному обучению, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние мотивы лежат вне учебной деятельности школьника. Внутренние мотивы связаны с содержанием обучения, прямым продуктом учебной деятельности учащихся. Внутренние мотивы наиболее действенны. В связи с этим, основным заданием учителя является формулирование задач, постановка целей, то есть создание таких условий, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения.

Учение — это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

Продуктивное обучение математике невозможно без создания таких условий, при которых учащиеся направляют свою деятельность на эффективный процесс познания, проявляют личную заинтересованность, понимают, что и зачем они выполняют. Без этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности процесс познания не может принести ощутимых положительных результатов. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

При изучении математики значительную роль играет система познавательных мотивов, то есть совокупность всех побуждений к знаниям, любознательности, познавательной потребности к учебной деятельности, заинтересованности в научном познании и поиске истины.

Основные методы и приёмы формирования познавательных мотивов на уроках математики.

С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:создание проблемной ситуации; использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;использование художественной и научно-популярной литературы; организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.)применение современных образовательных технологий; использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;использование исторического материала, достижений отечественной науки;организации исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента.использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций;создание ситуации удивления и успеха; проведение нетрадиционных уроков; создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.

На уроках математики целесообразно выделять следующие этапы процесса решения учебных проблем:

1   Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся путём целенапрвленного повторения и выполнения подготовительных упражнений;
2   Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока в виде учебной проблемы.
3   Осознание и восприятие учащимися учебной проблемы и противоречия.
4   Выдвижение гипотезы, предположения о возможных путях решения учебной проблемы.
5   Экспериментальная проверка предложенной гипотезы.
6   Теоретическое обоснование гипотезы, рассматриваемого утверждения.
7   Закрепление полученных знаний, использование их при решении практических задач.
8   Проверка качества и глубины усвоения учащимися решения проблемного задания.

Проблемное обучение часто рационально сочетать с элементами методики сотрудничества. Проблема сотрудничества привлекает тем, что:

1) подход к ребенку гуманно-личностный;
2) преобладающий метод – проблемно-поисковый, творческий, диалогический, игровой;
3) организационные формы: индивидуальная + групповая, дифференцированная.

Таким образом, важным средством активизации мыслительной деятельности учащихся является “обучение через открытие”, в результате чего ученики испытывают удовольствие от деятельности, переживание учеником субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, сам вывел закон …”).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*