Пулатова Гулзина Абдуллаевна
учитель математики
КГУ «школа-лицей №28» имени М.Маметовой
Мотивация на уроках математики.
Мотивация играет важную роль в обучении математике, так как успешное и эффективное овладение знаниями напрямую зависит от уровня развития мотивации к предмету.
Мотивации разделены на две категории:
- Внутренняя мотивация. Основной формой внутренней мотивации является любознательность, любопытство, необходимость знать и расширять горизонты знаний.
- Внешняя мотивация. Она определена достижением какой-то внешней цели. Например, ученик учит хорошо, потому что желает быть первым в классе, или из боязни, что огорчит родителей.
Школьники с внутренней мотивацией нацелены на достижение успеха, они обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель и активно включаются в её реализацию. Деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Задача учителя — создать условия, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения. Для этого можно использовать различные методы и приёмы, например, создание проблемной ситуации, использование задач практического содержания, организацию познавательных игр и т. д.
Мотив — это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива — внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотивация учения — не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Такие олбучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Обучающиеся вполне успешно справляются с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает мало.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Эти дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В некоторых случаях обучающиеся могут проявлять агрессию,отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных детей отмечаются нервно психические нарушения.
Классификация основных методов мотивации. Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации : эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
Эмоциональные— поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные— опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые— предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные— развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование
Мотивы, побуждающие учащихся к активному обучению, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние мотивы лежат вне учебной деятельности школьника. Внутренние мотивы связаны с содержанием обучения, прямым продуктом учебной деятельности учащихся. Внутренние мотивы наиболее действенны. В связи с этим, основным заданием учителя является формулирование задач, постановка целей, то есть создание таких условий, при которых у учащихся формируется наиболее сильная мотивация обучения.
Учение — это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.
Продуктивное обучение математике невозможно без создания таких условий, при которых учащиеся направляют свою деятельность на эффективный процесс познания, проявляют личную заинтересованность, понимают, что и зачем они выполняют. Без этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности процесс познания не может принести ощутимых положительных результатов. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
При изучении математики значительную роль играет система познавательных мотивов, то есть совокупность всех побуждений к знаниям, любознательности, познавательной потребности к учебной деятельности, заинтересованности в научном познании и поиске истины.
Основные методы и приёмы формирования познавательных мотивов на уроках математики.
С целью формирования познавательных мотивов на уроках математики целесообразно применять следующие методы и приёмы:создание проблемной ситуации; использование метода целесообразных задач с практическим содержанием;использование художественной и научно-популярной литературы; организация познавательных игр (ролевых, деловых и т.д.)применение современных образовательных технологий; использование математических парадоксов, задач со скрытой ошибкой;использование исторического материала, достижений отечественной науки;организации исследовательской работы, ситуации поиска, элементов моделирования, прогнозирования, эксперимента.использование ассоциаций и метода анализа жизненных ситуаций;создание ситуации удивления и успеха; проведение нетрадиционных уроков; создание на уроке атмосферы благоприятного комфорта.
На уроках математики целесообразно выделять следующие этапы процесса решения учебных проблем:
1 Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся путём целенапрвленного повторения и выполнения подготовительных упражнений;
2 Создание проблемной ситуации. Постановка темы урока в виде учебной проблемы.
3 Осознание и восприятие учащимися учебной проблемы и противоречия.
4 Выдвижение гипотезы, предположения о возможных путях решения учебной проблемы.
5 Экспериментальная проверка предложенной гипотезы.
6 Теоретическое обоснование гипотезы, рассматриваемого утверждения.
7 Закрепление полученных знаний, использование их при решении практических задач.
8 Проверка качества и глубины усвоения учащимися решения проблемного задания.
Проблемное обучение часто рационально сочетать с элементами методики сотрудничества. Проблема сотрудничества привлекает тем, что:
1) подход к ребенку гуманно-личностный;
2) преобладающий метод – проблемно-поисковый, творческий, диалогический, игровой;
3) организационные формы: индивидуальная + групповая, дифференцированная.
Таким образом, важным средством активизации мыслительной деятельности учащихся является “обучение через открытие”, в результате чего ученики испытывают удовольствие от деятельности, переживание учеником субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, сам вывел закон …”).