Инновационные тенденции общего образования ставят перед системой повышения квалификации цель — развитие профессиональных компетентностей педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс общеобразовательной школы требует изменения и модификации учебных планов и программ, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также создания всех необходимых специальных условий.
Проведенными нами исследования в рамках курсов свидетельствует о наличии трудностей при совместном обучении детей с ограниченными возможностями с нормально развивающими сверстниками. Анализ трудностей обучения детей с ограниченными возможностями у учителей специальных и обычных классов показал, что трудности преимущественно связаны с диагностикой познавательной деятельности, с объяснением учебного материала, а также проверкой и оценкой знаний в рамках обновления содержания образования.
При решении таких задач в системе образования возникает множество проблем. Одна из них – подготовка специалистов и повышение квалификации педагогических работников для реализации инклюзивного образования.
«НЦПК» «Өрлеу» разработана модель системы повышения квалификации работников образования, в основе которой новая философия образования и использование современных инновационных педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества образования в РК. Сегодня педагог инклюзивного образования должен быть нацелен на непрерывное повышение профессиональной компетентности, является интегральной характеристикой личности и деятельности, которая основывается на фундаментальном научном образовании, результативном практическом опыте и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
Усиление профессионализма педагогов, формирование педагогической элиты с ярко выраженными компетенциями является первостепенной задачей системы повышения квалификации педагогических кадров. АО «НЦПК «Өрлеу» разработал стратегию их реализации через разработку образовательных программ повышения квалификации педагогических кадров среднего образования и подготовку собственного тренерского корпуса для их обеспечения.
С учетом вышесказанного центр уделяет пристальное внимание обновлению содержания учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, в том числе инклюзивного образования. Учитывая актуальность широкого круга проблем, стоящих перед педагогами инклюзивного образования, «НЦПК «Өрлеу» для развития профессиональной компетентности проводятся краткосрочные курсы на государственном и русском языках. Тематика курсов способствует развитию профессиональной компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности в условиях инклюзивного образования.
В 2017 г. АО «НЦПК «Өрлеу» приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №202 от 02 мая 2017 г. утверждены 99 образовательных программ краткосрочных курсов для начинающих, опытных и творчески работающих педагогов. Усовершенствованы программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для организаций образования, реализующих инклюзивное образование, в том числе специальных педагогов. Для педагогических кадров организаций дошкольного и среднего образования действуют следующие образовательные программы курсов повышения квалификации: «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольной организации» для психологов, педагогов дошкольных организаций, «Педагогическая квалиметрия: управление качеством обучения в общеобразовательной школе в условиях развития инклюзивного образования» для директоров школ, «Развитие профессиональной компетентности заместителя директора малокомплектной школы в организации инклюзивного образования» для заместителей директоров по учебной работе малокомплектных школ, «Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования» для учителей общеобразовательных школ, педагогических кадров «Инклюзивное образование — фактор обеспечения равенства прав и доступности образовательных услуг в условиях малокомплектной школы» для учителей малокомплектных школ.
В 2018 году согласно плана по государственному заказу утвержденному министерством образования и науки РК на базе института проведен один курс для учителей малокомплектных школ по теме: «Инклюзивное образование — фактор обеспечения равенства прав и доступности образовательных услуг в условиях малокомплектной школы» в объеме 80 ч. На данном курсе обучились 25 педагогов области.
По заявкам Астраханского района для 25 (двадцати пяти слушателя), Аккольского района для 25 слушателя, для 24 (двадцати четырех слушателей) 21 школы города Кокшетау в 2018 году были проведены выездные двухнедельные курсы на хозрасчетной основе по теме: «Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования». Из специальных организации образования города Кокшетау прошли обучение на хозрасчетной основе педагоги ОСКШИ№1 – 5 человек, ОСКШИ №4 – 8 человек, ЦОССУ – 8 человек, КППК – 1 человек по образовательной программе «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях специального (коррекционного) образования Республики Казахстан».
Подводя итоги 2018 года по инклюзивному образованию прошли курсы 99 педагогов, по специальному образованию 22 педагога Акмолинской области.В общем 121 педагог.
В первом полугодии 2019 года по заявкам Жаксынского района для 21(двадцати одного) слушателя, Ерейментауского района для 40(сорока) слушателя на гос языке обучения и 20 ти слушателя с русским языком обучения были проведены выездные двухнедельные курсы на хозрасчетной основе по теме: «Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования». По данной программе так же были проведены недельные курсы на базе Красноярской СШ №1 обучились 18 педагогов и коллектив из 34 (тридцати четырех) педагогов СШ №18 города Кокшетау на государственном языке.
В целом за 1-полугодие 2019 года проведено 6 курсов для 133-х слушателей. Курсы по инклюзивному образованию на 2019 год в плане Государственного заказа не были запланированы.
Контент образовательных программ предполагает изучение актуальных тем образования, как виды планирования: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, целеполагание урока, планирование уроков в соответствие с учебной программой, предусмотрено изучение материала в условиях обновления содержания образования. Слушатели знакомятся с современными организационными основами и вариативными формами включения детей с ограниченными возможностями, а также с технологиями психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающего обучения, требованиями к составлению индивидуальной образовательной программы. Наиболее распространенные формы занятий на курсах — лекции, тренинги, семинары, практические занятия, мастер-классы в базовых организациях образования. Спецификой курсов повышения квалификации, проходящих на базе института, является их практическая направленность. Для качественной реализации инклюзивных подходов важно сотрудничество со специальными педагогами. Выездные практические занятия проходят на базе специальных организаций образования и школ с инклюзивным обучением, с целью изучения практического опыта работы специалистов. Завершающий этап курсов повышения квалификации – презентация мини урока, обмен опытом. По окончанию курсов каждый слушатель получает пакет методических материалов на электронном носителе.
Обязательным является мониторинг слушателей по качеству проведенных курсов, позволяющий выявить положительные и негативные стороны. Оценка качества курсов, самооценка профессионально-личностных изменений у слушателей по результатам выходного анкетирования свидетельствует о достижении целей курсов, высокой степени удовлетворенности слушателей их качеством, собственными результатами работы, а также об осознании собственного профессионального роста.
Внедрение инклюзивного образования на уровне дошкольного образования определяет необходимость повышения квалификации педагогов и психологов дошкольных организаций. Темы краткосрочных курсов определяются возрастными и психофизиологическими особенностями детей в дошкольной инклюзивной организации, направлены формирование навыков психолого — педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.
Нужно сказать о том, что повышение квалификации педагогов не ограничивается курсовой подготовкой, важнейшей составляющей является посткурсовая и межкурсовая деятельность со слушателями. На самом деле, посткурсовая деятельность и межкурсовая деятельность является важнейшей составляющей профессионального развития педагогов, проводимой в форме конференций, вебинаров, круглых столов, республиканских семинаров.
В целях поддержки посткурсового сопровождения слушателей развита филиальная сеть сетевых сообществ учителей, а также работает электронный депозитарий методических и научных изданий «Өрлеу».
Таким образом, профессиональное развитие педагогов в условиях инклюзивного образования должно базироваться на педагогических ценностях, предусматривающих формирование у педагогов личностных установок на инклюзивное образование и социальную значимость его организации, что станет показателем личностно-профессионального развития и мотивационно-ценностной готовности педагогов к осуществлению новой для них деятельности, связанной с инклюзивным образованием.
Курмашева Анаргуль Назымбековна
Главный специалист филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
«ИПК ПР по Акмолинской области»