Бекжанова Жанна Ержановна
учитель истории
школы-лицея №35
г. Нур-Султан
Вспышка коронавирусной инфекции и карантин, связанный с ней, заставили людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Казахстан не стал исключением и одним из первых, в целях предотвращения коронавирусной инфекции, перешел на дистанционное обучение во всех школах.
Всем нам известно, что дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии с использованием интернет-технологий, при котором учитель и ученики находятся в различных местах.
Работать в режиме дистанционного обучение одновременно очень интересно и не просто. Чтобы достойно организовать учебный процесс, в условиях вынужденного карантина, необходимо освоить много новых технологий, цифровых образовательных ресурсов, возможности образовательных платформ.
Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.
Современные требования ставят новые задачи и перед учителем истории: обучение школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности
В этом учителю оказывают помощь Интернет-технологии, различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, конференции в Zoom, , и другие виды услуг.
В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям.
В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа учащегося со специально разработанными учебными материалами. Компоненты и методические приемы ОДО ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Данная технология неотделима от заложенной в ее основу системы стандартов качества обучения. Какие технологии дистанционного обучения можно и нужно применять в современном школьном историческом образовании? Анализ материалов сети Интернет показывает, что дистанционным обучением для школьников сегодня занимается целый ряд государственных и коммерческих центров.
Каждый из нас — активных пользователей сети, школьных учителей и администраторов, ученых, работающих на школу, — применяет ту или иную технологию. В представленной работе я постараюсь отразить дистанционные технологии, применяемые мною в преподавании истории.
Практика показывает продуктивность использования элементов технологии дистанционного обучения следующих видов занятий по истории.
- Вводное занятие к теме. Проводится с целью обзора исторической темы в целом. Использую платформы ZOOM, Онлайн-мектеп, Microsoft Teams и другие.
- Индивидуальное занятие-консультация. Проводится в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.
- Дистанционная конференция по электронной почте. Требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.
- Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписании и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.
- Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов , а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или с использованием Веб-форум.
Таким образом, дистанционные технологии в обучении истории в школе можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line. Использование Интернет на уроках дает возможность учителю развивать:
— навыки работы с информацией,
— умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
— критическое мышление,
— навыки самообразования, т.е. способствует становлению человека информационного общества
Результативность. Возможности применения данного опыта
В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации учебной и творческой деятельности учащихся. Одной из таких форм является олимпиада.
В 2019-2020 30 учащихся приняли участие в дистанционной эвристической олимпиаде « Золотое руно» по всемирной истории. Каковы мотивы участия в дистанционных эвристических олимпиадах школьников?
Вот как расположились ответы школьников:
- Интерес к предмету, по которому проводиться олимпиада (история, обществознание, краеведение)
- Престижно участвовать в олимпиаде всероссийского уровня,
- Стремление занять призовое место
- Возможность высказать свои творческие идеи
- Интерес к дистанционным формам проведения занятий.
Для меня же, было очень важным выполнение детьми рефлексивного задания, что является необходимым атрибутом любого урока, занятия, в том числе дистанционного. Осознанно относиться к своей деятельности, к своим эмоциям нужно учить специально, написание рефлексии, возможно, один из главных шагов на пути к достижению цели.
Дистанционные ученические конференции – инновационный педагогический феномен в современном образовании. Они являются массовыми, географически доступными, не требуют отбора участников. В апреле 2017 года на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников « Человек в истории России — ХХ век», ученик 11 класса Иванов Игорь был награжден поощрительной грамотой, где представил свой проект « Формирование 29 стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны в Акмолинске».
Являясь научным руководителем и локальным координатором впервые в такой форме дистанционного обучения, проанализировав результаты, я убедилась, что признание работы на таком высоком уровне, способствует усилению активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях.
Ещё одна форма дистанционного образования, которая заслуживает внимания в преподавании истории в школе – это дистанционные курсы для педагогов. В этом была возможность пройти международные дистанционные курсы «Онлайн-урок-новые возможности» (Белоруссия), пройти международную стажировку на образовательной онлайн-платформе SKLAD по теме: «Цифровая трансформация школьного образования .Зарубежные практики»( Россия, Голландия, Сингапур, ЮАР и т.д.)
В данный момент принимаю участие в сьемках ТВ-уроков по истории Казахстана на канале Хабар.
Применение дистанционных технологий в изучении истории в школе требует от преподавателя не только знания ИКТ и ИТ, но постоянного совершенствования этих навыков. Я освоила для себя новые профессии: локальный координатор и дистанционный педагог.
Применение дистанционных технологий в школе призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обычном обучении:
— усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
— резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населенного пункта, имеющего телесвязь;
— получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
— увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
— более комфортные, по сравнению с традиционными, условия для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей;
— возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах.
Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.
Как видим, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.
Проведение дистанционных мероприятий для школьников и учителей приводит к мысли, что можно организовать дополнительное обучение школьников и повышение квалификации педагогов.