Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
с использованием Блоков Дьенеша
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение работать с блоками Дьенеша. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства по 4 признакам (цвет, форма, величина, толщина); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5. Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере, описывать их свойства, строить высказывания с частицей «не». Давать полный ответ на вопрос воспитателя. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать
Материалы к занятию:
Игра «Блоки Дьенеша» (один комплект на двоих детей и один комплект для воспитателя);
Карточки для игры «Сделай бусы»;
Дерево для игры «Засели в домики»;
Карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий, не красны,не синий, не желтый), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий);
Три обруча: красный, синий, желтый.
Словарная работа: афиша, геометрические фигуры, таинственный, путешествие.
Билингвальный компонент: медведь — аю , заяц — қоян, мышка — тышқан, кот — мысық.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к воспитателю.
Воспитатель: Дети, скажите, зачем люди улыбаются? Ответы детей .Уметь улыбаться, это полезно для здоровья и для окружающих, чтобы осветить все вокруг себя, чтобы скрыть слезы. все вокруг будто освещается солнцем, становится радостнее, теплее и веселее, забываются неприятности. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
Игра «Приветствие»
Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись.
Руку правую подали,
И потом ее пожали,
И друг друга мы обняли, Отошли и поклонились,
И немного покружились,
Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться
Воспитатель: Я желаю вам хорошего настроения и приглашаю в веселое путешествие в страну геометрических фигур. Дети, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей).
А помогут нам в этом блоки. Скажите что это за блоки? (Ответы детей: Блоки Дьенеша.).
А какими свойствами они отличаются? ( Ответы детей)
по размеру: маленькие и большие;
по цвету: красные, синие, желтые; раз у нас путешествие необычное,
по толщине: толстые и тонкие
по форме: круглые, квадратные, прямоугольные, квадратные
Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в блоки. Вы хотите? (ответы детей ) Выбирайте каждый себе из корзинки блок и расскажите, кто вы. ( дети рассказывают: «Я блок синего цвета ,большой, толстый, квадрат и т.д.)
Если вы превратились в блоки у вас должны быть свои домики. Живут наши блоки на вот таком волшебном дереве. Давайте посмотрим, кто, где живет.
Игра «Дерево»дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер, цвет . Ребенок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком .
Воспитатель задает вопросы:
Сколько жильцов на красных ветках? (Ответы детей)
Сколько жильцов на синих ветках? (Ответы детей)
Сколько жильцов на желтых ветках? (Ответы детей)
На кокой ветке больше на красной или на синей? (Ответы детей)
Физминутка.
Игра «покажи правильно»
Высокое дерево. (тянут руки к верху)
Низкая трава. (приседают показывая низкую траву)
Широкая река. (руки в сторону)
Узкая тропа. (Руки перед собой показывая узкую тропу)
Молодцы справились с заданием.
Возле волшебного дерева есть цветочная полянка. Вам нужно посадить цветы. Вспомните, как летом бывает красиво, сколько цветов распускается на клумбах. Давайте и мы высадим цветы на клумбы.
Игра с тремя обручами «Посади цветы на клумбы»
Дети, посчитайте, сколько всего клумб.
Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так:
внутри красного обруча – все красные цветы;
внутри синего обруча – все большие цветы
внутри желтого обруча – все треугольные цветы.
Какие цветы остались снаружи клумбы?
Воспитатель: Хорошо! Предлагаю отправиться к следующему заданию.
Разделитесь на две группы. Дети подходят к столам. (дети строят логические цепочки)
Игра: «Цепочка»:
Варианты построения цепочки:
а) по цвету (красный, желтый, синий),
б) по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Заключительная часть.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось наше путешествие?
Какое у вас настроение после нашего путешествия? Возьмите каждый себе радостный смайлик, и пусть он дарит вам всегда хорошее настроение.
Казанцева Ирина Анатольевна,
воспитатель II категории
ГККП № 72 «Жанарым»
г. Нур-Султан