Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
Задачи:
Образовательные:
а) углубить и закрепить ранее полученные знания о строении органов дыхания и их функциях.
б) познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания
Коррекционно—развивающие:
а) сформировать гигиенические правила дыхания.
б) активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету
в) развивать навыки самостоятельной работы
Воспитательные:
а) воспитывать интерес к познанию собственного организма.
б) продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам
Ход урока:
- Психологический настрой на урок. Приветствие.
Учитель биологии — Упражнение «Думающая шапка» (массаж ушей).Указательными и большими пальцами массажируем уши, начиная с верхнего края вниз до мочки уха.
Учитель математики — Упражнение способствует: повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.
- Повторение темы урока
- Учитель биологии — У доски – Назовите органы дыхания. Покажите по таблице.
- Индивидуальная работа-Работа по карточкам
- Учитель математики — –Повтор математических измерений. Задание — измерить объем грудной клетки при вдохе – измерить объем грудной клетки при выдохе. Сделайте вывод.
- Сколько дыхательных движений совершает человек за минуту.
3.Изучение темы урока
Учитель биологии — Подготовка к восприятию новой темы. Показ рисунков (человек кашляет, чихает).
Вопрос — Что вы видите на рисунках? Почему человек чихает, кашляет?
Сообщение темы урока — Болезни органов дыхания и их предупреждение — Запись темы урока.
Задача урока — Выяснить болезни, передающиеся через воздух и вредное влияние курения на органы дыхания.
Учитель биологии — У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта выбрасываются множество капелек слизи и слюны. В них содержатся микробы различных заболеваний. Они могут долгое время находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей. Оседая на пыль, различные предметы, микробы делают их также источниками заражения.
Учитель математики — Работа с учебником. Рассмотрите рисунок — Разбрызгивание слюны при кашле. Вопрос — На какое расстояние может разбрызгиваться слюна при кашле? Какое правило можно вывести из этого рисунка?
(Каждый кто чихает или кашляет должен прикрывать рот и нос платком).
Учитель биологии – Да, действительно, если не прикрывать рот или нос платком, то в воздухе увеличивается количество микробов. Через загрязненный воздух можно заразиться гриппом, туберкулезом, пневмонией и некоторыми другими заболеваниями.
Грипп — это самое распространенное, массовое и опасное заболевание. Грипп поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями, поэтому важно соблюдать все предписания врача.
Вопрос-Какие правила необходимо соблюдать во время болезни?
При заболевании необходимо вызвать врача, выделить больному отдельную посуду и постель, в помещении систематически проводить влажную уборку, питание должно быть богато витаминами. Больной должен соблюдать постельный режим. Люди, которые ухаживают за больным, обязательно одевают марлевые повязки.
Показ рисунка — Легкие здорового и больного человека.
Вопрос — Чем отличаются эти рисунки?
При курении или вдыхании воздуха, содержащего табачный дым, в организме возникают различные нарушения. В первую очередь поражаются органы дыхания.
Учитель математики — Показ рисунка сигареты. Сколько ядовитых веществ содержится в одной сигарете?
Учитель биологии — Табачный дым – это горячая смесь ядовитых газов, частичек пыли и сажи. Главное ядовитое вещество — никотин. Табачный дым раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, вызывает их воспаление. Они теряют свои защитные свойства и в организм свободнее проникают болезнетворные бактерии. Длительное курение приводит к появлению в органах дыхания ранок, которые долго не заживают. Твердые частички дыма, сажа, деготь забивают мелкие бронхи. В легких создаются условия для развития бактерий, вызывающих туберкулез. Табачный дым содержит радиоактивные вещества. Курение увеличивает опасность заболевания раком.
- Оздоровительная минутка – Надувание воздушных шаров для развития легких.
Учитель математики — Решение задачи.
Учитель биологии — Вывод по теме урока — Для предупреждения заболеваний органов дыхания необходимо соблюдать чистоту воздуха, правила личной гигиены и общения с больными, заниматься закаливанием.
- Закрепление по теме урока — Индивидуальная работа – Выбрать средства — Носовой платок, маску. Остальные — Задание — Пословицы рассыпались на части, собрать и прочитать их.
Курильщик- Сам себе могильщик.
Один курит, а весь дом болеет.
Табак – уму не товарищ.
- Оценивание.
- Рефлексия
Абенова Ж.Ж., учитель естествознания,
Хаджимуратова Г.Т., учитель математики,
г. Павлодар