Мовлямов Алламырат
Ш.Есенов атындағы Каспий технологиялар және инжиниринг университетінің
2 курс магистранты
ғылыми жетекшісі: п.ғ.к.
қауымдастырылған профессор
Шолпан Сапарбайқызы
Актуальность:
Президент Касым-Жомарт Токаев поздравил участников съезда с Днем учителя, особо отметив, что педагогическое сообщество продолжает неустанно трудиться во имя светлого будущего нашей страны.
– Как никогда актуально звучит высказывание учителя нации Ахмета Байтурсынова: «Улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей». Образование и наука – главный ключ к успеху. Наша важнейшая задача – воспитание и обучение по передовым стандартам подрастающего поколения. Поэтому на сообщество учителей, то есть на вас, возлагается высочайшая ответственность, – сказал Глава государства. Мне кажется, что мысль Ахмета Байтурсынова о необходимости начинать улучшение жизни народа с обучения детей сегодня особенно актуальна. Образование – это не просто передача знаний, а процесс формирования граждан с открытым мышлением, чувством ответственности и умением работать на благо своей страны.
Ключевые слова: Образовательная среда, старшеклассники, интеллект
Образовательная среда — это понятие, находящееся на пересечении педагогики и психологии, которое до сих пор не имеет единого четкого определения. Чтобы разобраться в этом термине, стоит начать с понятия «среда». Согласно Большому толковому словарю русского языка под редакцией Сергея Кузнецова (2014), среда — это «социально-бытовая обстановка, условия, в которых протекает жизнь человека, его окружение».
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность условий, создаваемых для обучения, воспитания и развития личности. Задача педагогов и специалистов в области образовательного дизайна заключается в создании такой среды, которая наилучшим образом способствует достижению этих целей. Изучение образовательной среды — это не просто теоретическое исследование, а практическая деятельность, направленная на поиск и формирование оптимальных условий для обучения и развития как детей, так и взрослых.
Интеллект – это способность воспринимать информацию или делать выводы из нее, а также сохранять ее в виде знаний, которые могут быть применены для адаптивного поведения в окружающей среде или контексте
Значительные изменения в подходах к формированию образовательной среде произошло в прошлом веке. Во многом изменение вектора педагогического развития обязано деятельности таких личностей как Януш Корчак, Мария Монтессори, Джон Дьюи, Рудольф Штайнер (основатель вальдорфской педагогики). Распространение их новаторских идей позволило отойти от традиционной вертикали “учитель — ученик”, где второй участник является обычным потребителем.
В Казахстане образовательная среда сталкивается с рядом специфических проблем, которые влияют на качество и доступность образования. Проблемы в образовательной среде школы могут варьироваться в зависимости от региона, типа школы, уровня развития инфраструктуры и педагогического коллектива. Тем не менее, выделяются несколько общих проблем, которые могут негативно влиять на качество образования и общий климат в школе.
- Недостаток кадров — высокая нагрузка, недостаточная оплата труда и низкий социальный статус профессии приводят к оттоку педагогов из отрасли.
- Качество образования — В школах преобладают традиционные формы обучения, недостаточно используются инновационные технологии и практики.
- Цифровизация и технологии — В городах школы чаще оборудованы современными средствами, а в сельских регионах доступ к технологиям ограничен
- Психологический климат и социальные проблемы — В школах часто не хватает профессиональных психологов, а существующие службы не всегда работают эффективно.
- Инфраструктура — В крупных городах, таких как Алматы и Астана, школы испытывают нехватку мест, что приводит к занятиям в три смены.
Оценить эффективность образовательных систем и сравнить их результаты на международном уровне, проводятся специальные исследования и тестирования. Они помогают выявить сильные стороны и недостатки систем образования в разных странах, а также определить уровень знаний и навыков учащихся. Примером таких исследований является PISA(Programme for International Student Assessment), TIMSS(Trends in Mathematics and Science Study) и PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study)
PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное исследование качества образования, которое оценивает умения учащихся применять полученные знания в реальной жизни. Исследование Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится раз в несколько лет и позволяет странам сравнить свои образовательные системы.
Рейтинг PISA часто используется как индикатор качества образовательной системы в стране. Высокие позиции в рейтинге указывают на то, что система успешно готовит учащихся к реальной жизни. Страны-лидеры, такие как Финляндия, Южная Корея, Сингапур и некоторые провинции Китая (например, Шанхай), часто становятся примерами для подражания в образовательных реформах.
В оценке интеллектуального мышления приняли участие 64 страны. Результат Казахстана составил 24 балла из 60 возможных, что на 9 баллов ниже среднего по ОЭСР (33 балла). Средний балл Казахстана сопоставим с результатами таких стран как Молдова, Бруней-Даруссалам, Кипр, Перу, Бразилия, Саудовская Аравия, Панама и Сальвадор. Наиболее эффективными системами образования в области развития креативного мышления оказались Сингапур, Корея и Канада (41, 38 и 38 баллов, соответственно).
В последние десятилетия Казахстан активно реализует реформы, нацеленные на повышение качества системы образования. Среди ключевых инициатив можно выделить переход на 12-летнюю школьную систему, обновление учебных программ и внедрение трехъязычного обучения, что способствует приведению казахстанского образования в соответствие с международными стандартами.
Казахстан намерен строить современные образовательные учреждения, обеспечивающие комфортные условия для эффективного обучения учащихся и работы учителей. Это является значимым этапом в развитии современной школьной инфраструктуры. Кроме того, страна активно интегрирует цифровые технологии в систему школьного и высшего образования. Так, в 2020 году, в условиях пандемии COVID-19, было организовано масштабное онлайн-обучение, что подчеркнуло важность использования цифровых платформ и дистанционных технологий.
Казахстан активно внедряет методику Lesson Study (Исследование урока) в образовательный процесс, ориентируясь на повышение профессиональной компетенции педагогов и качества обучения. Этот подход предусматривает коллективное планирование, проведение и анализ уроков, что способствует выявлению и распространению эффективных педагогических практик. Внедрение Lesson Study помогает создать условия для рефлексии учителей и их взаимодействия, а также для адаптации образовательных стратегий к потребностям учащихся. Он включает следующие ключевые действия:
- Несколько учителей совместно работают над совершенствованием педагогических подходов, уделяя особое внимание образовательным потребностям конкретных учеников.
- Учителя разрабатывают специализированные методы преподавания, направленные на улучшение отдельных аспектов процесса обучения для определенных учащихся.
- В процессе работы педагоги фиксируют полученные знания и делятся ими друг с другом через коучинг, профессиональные обсуждения и проведение демонстрационных занятий.
Список литературов
- Успешные кейсы реформы среднего образования Казахстана https://inbusiness.kz/ru/news/uspeshnye-kejsy-reformy 20 сентября 2024 года
- Глава государства принял участие в Республиканском съезде педагогов 5 октября 2023 года. https://www.akorda.kz/ru/glava дата обращения: 02.12.2024
- Адилханулы Н. Элитное образование: плюсы и минусы для Казахстана [Сканированная статья] / Н. Адилханулы. — S90 Кб // «Известия» КазУ-МОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Международные отношения и регионо-ведение». — 2013.- № 3 (13). — С. 7S-SS
- PISA 2022 Results (Volume I) https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2022-results-volume-i_53f23881-en.html
- Белашева Х.В. Мнемические способности одаренных подростков с различными профилями межполушарной асимметрии мозга // Современные проблемы науки и образования : сетевое изд. – 2008. – № 3. – С. 71-76. – URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=743 (дата обращения: 12.03.2024)
- Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения : автореф. дис. … канд. психолог. наук / Будрина Екатерина ; Ин-т психологии РАН. – Москва, 2005. – 32 с. – Электрон. копия доступна на сайте РГБ. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01002932534?ysclid=ltohrc7eh2378723975 (дата обращения: 11.03.2024).
- Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях различных образовательных сред / Е. Г. Будрина, М. А. Холодная // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2006. – Вып. 3. – С. 53-57. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL:https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/budrina_e._g._53_57_2_53_2006.pdf (дата обращения: 11.03.2024).
- Каган Е.С. Развитие интеллектуальных способностей подростков с различными уровнями стрессоустойчивости / Е. С.Каган, Г. Г.Тупикина, Е. А. Цигичко // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 2. – С. 125-132. – Электрон. копия доступна на сайте КемГУ. URL:https://vestnik-hss.kemsu.ru/ru/nauka/article/45057/view (дата обращения: 11.03.2024).
- Савенышева С.С. Микровозрастное развитие интеллекта и креативности одаренных старшеклассников : дис. … канд. психол. наук / Савенышева Светлана Станиславовна ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2022. – 229 с. – Электронная копия фрагмента дис. доступна на сайте ЭБ диссертаций dissertCat. URL:https://www.dissercat.com/content/mikrovozrastnoe-razvitie-intellekta-i-kreativnosti-odarennykh-starsheklassnikov (дата обращения: 11.03.2024).