Шукеева В.К.
учитель русского языка и литературы
КГУ средняя школа имени Наурызбай батыра Кутпанбетулы
Алматинская область Жамбылский район село Узынагаш
Педагогический опыт в развитии грамотного чтения учащихся на уроках русского языка и литературы.
Сегодня функциональная грамотность- это важный показатель качества образования. Российский лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев дал определение: «Функциональная грамотность- это способность человека использовать приобретенные в течении жизни знания для решения широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Вот и это определение используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – это исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Исследования шаг за шагом расширяли понятие грамотности чтения, вводя в него такие важные признаки, как способность понимать «требуемые обществом языковые формы выражения», «использование письменной информации» для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. Эти признаки выводили за рамки буквального понимания процесса чтения и ставили перед исследователями новые задачи.
Грамотность чтения или читательская грамотность– что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Я работаю учителем русского языка и литературы в школе имени Наурызбай батыра Кутпанбетулы Жамбылского района Алматинской области. Преподаю в классах с казахским языком обучения предмет «Русский язык и литература». Мы учителя-словесники в основном работаем со сплошными текстами. На это направлены и задания в учебниках русского языка и литературы. На своих уроках я добиваюсь полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения. Это знакомство с текстом, его осмысливание: предлагаю указать тему, идею, озаглавить текст, найти ключевые слова и словосочетания. Озаглавить текст так, чтобы заголовок отражал его основную мысль. При этом учащиеся учатся исключать лишнее и выбирать основное, необходимое. Это задание непростое, первичные навыки по его выполнению ученики читают «По цепочке» и отрабатывают через игру «Четвертый лишний», когда дается набор из 4-х слов, три из которых сходны собой по значению, общим морфологическим признакам, также использую «Тонкий и толстый вопрос», чтобы правильно формулировать вопросы. Затем я предлагаю сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста или найти в тексте предложение, в котором заключена главная мысль автора; определить тип текста и стиль речи, при этом обосновать свой ответ, доказать точку зрения на основе примеров-признаков принадлежности к тому или иному типу, стилю, найденных в тексте. Все это способствует развитию грамотности чтения.
При изучении стилей речи, типов текста предлагаю несколько текстов, объединенных одной тематикой, жанром, типом: повествование, описание, рассуждение. Ученикам необходимо определить, что объединяет данные тексты, чем различаются. Аналогичные, но более легкие задания – это выборочные диктанты, выборочное списывание, задания на выписывание предложений определенного типа. Например, в старших 9-11классах при изучении темы «БСП с отношениями пояснения, дополнения, причины» предлагаю ученикам такое задание: списать предложения, распределяя по группам: 1) простое предложение с однородными членами, 2) БСП. Объяснить остановку двоеточия. Отличаются от заданий в тестах PISA тем, что задания грамматического характера, которые требуют конкретных знаний правил русского языка. Без знаний правил выполнить их невозможно, т.е. общим учебным умениям ученики обучаются в границах учебных предметов. Задания-вопросы в тестах PISA вводят учащихся в ситуации общественной и частной жизни, которые ждут их за порогом школы, и чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, на грамматику внимания мало обращено, нежели в тех заданиях, которые даны в наших учебниках. Ведь мы предусматриваем развитие грамотной устной и письменной речи. Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Наше методическое объединение «Словесники» исследуем проект «Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией».На своих уроках я развиваю грамотность чтения через применение приемов критического мышления «ПОПС-формула», Инсерт, синквейны, РАФТ, диаграмму Венна, рефлексии-эссе, кластеры, построение ментальных карт и др. То есть из сплошного текста мы создаем несплошной текст. Учащиеся уже различают тексты и создают из сплошного в несплошной текст и наоборот.
Остановлюсь на развитии грамотности чтения у учащихся 11 классов, то знаю их возрастные особенности, их потенциал. Для меня очень важно, что в этом году они будут сдавать государственный экзамен основной школы по русскому языку. Экзамен письменный, по четырем навыкам: слушание, чтение, говорение и письмо.
Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? Для начала нужно изменить подход к построению уроков, а именно позиции учителя. Его позиция второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, в группах.
О положительном влиянии диалогического обучения на обучаемость учащихся доказано многими видными исследователями. Так, профессор из Кембриджа Робин Александер пришел к выводу, что посредством диалога учителя могут выявлять «здравый смысл» учащихся ежедневно, взаимодействовать с их идеями и помогать им в преодолении непонимания. В диалоге ученики (равно, как и учителя) являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс совместного приобретения знаний».
Задания для выполнения в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимую информацию искать из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников. Работу выполнять в рабочих тетрадях, флипчартах, создавая постеры, на интерактивной доске. Здесь отмечу, что во время пандемии ,работая в режиме онлайн по программе bilimlend, каждый ученик показал на ней результаты своей работы, платформа была доступной для чтения и обмена информацией. Читая задания, он находил и отмечал ответы.
Задания по грамотности чтения, что у нас, что в исследовании, похожи: определить, о каких проблемах…, какое событие…, какие перемены…, что заставило героя…, кого автор называет…, считает… (такие задания предусматривают определение последовательности, рассчитаны на аналогию, на вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом, то есть на знание содержания). Однако, нельзя сказать, что в исследовании не было текстов художественных и публицистических произведений (рассказ, басня, рекламный листок, научно-популярная статья, фрагменты из романа и др.), конечно они были. При чтении текстов художественной литературы для развития грамотности чтения у учащихся я практикую прием критического мышления «Инсерт», цель которого научить выделять главное, способствовать обмену мнениями о новой информации в группе. Например, при изучении темы «Имя числительное» в 5 классе, я предложила ученикам изучить ее самостоятельно. Изучение новой темы проходило по методу «535». Ученики в группе (состав группы 5 человек) в течение 5 минут самостоятельно читали новый материал из учебника, ресурсов Интернета, обсуждали прочитанные правила, находили и выписывали три ключевые идеи . Затем устно презентовали свой мини-проект на установленное время, то есть выступление не более 2-3 минут, где слушающие оценивали их устные ответы, по ходу исправляли допущенные речевые ошибки. Это задание направлено на оценку умения находить информацию в тексте. Определить количество числительных в тексте, «сколько от общего числа количественных, порядковых, собирательных?», «найти синонимы, антонимы, омонимы». К таким заданиям можно отнести и вопросы «Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ» или Согласен ли ты с тем, что…
Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников или личным опытом, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, по содержанию текста, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста, находить аргументы подтверждающие мнения, высказывания, объяснить заглавие текста.
Пример задания на сравнение, сопоставление приведу из своего урока при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов». Ученикам я предложила сравнить персонажи И.И. Обломова и его друга Штольца. Наблюдение показало: ученики путем обмена мнениями, дискуссий, уточняющих вопросов, внимательно слушая друг друга, провели сложный ситуационный, сравнительный, сопоставительный анализы в командной деятельности. Учащиеся на уроках литературы показывают умения сравнительного анализа поэзии и прозы, литературных персонажей, героев романтизма и реализма, выявить общее и различия.
Заданиями для отработки навыков рефлексии на содержание текста на уроках литературы я применяю вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения, привести доводы в защиту своей точки зрения, доказать свой ответ, обосновать свою точку зрения; ответить на вопросы «Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?», «Выскажите своё отношение к позиции автора / героя», «Как автор относится к своему герою? Какова авторская позиция по отношению к главному герою? Обоснуйте своё мнение», «Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?», «Как вы думаете, актуальна ли тема …», «Какие недостатки общественной жизни высмеивает автор в произведении», то есть прием критического мышления «Вопросы высокого порядка», «Ромашка Блума».
Для оценки рефлексии на форму подачи текста важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Здесь предполагается развитие умения: обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для выполнения подобных заданий учащийся должен был владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.
Подводя итоги приведенным примерам заданий из своего опыта работы, я, как каждый учитель русского языка и литературы, выполняю только часть того, что заложено в экзаменах PISA. Применяя задания по грамотности чтения, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преоедолевают коммуникативные барьеры в общении. Если слабый ученик в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Анализируя активность учеников на моих уроках, их ответы, способы решения ими заданий, я пришла к выводу, что функцинальная грамотность чтения действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.