Хохлова Лариса Юрьевна
учитель начальных классов
КГУ ШГ №118 г. Алматы
Какими они должны быть? Чем они должны отличаться от факультативов старого формата?
Современный факультатив должен соответствовать идее обновлённого содержания образования и изначально способствовать развитию четырёх гибких навыков ученика, которые невозможно заменить алгоритмами. Это- критическое мышление, креативность, коммуникация, координация. Навыки, которые формируются ещё на начальной ступени обучения. Кружки и факультативы обладают великими возможностями для их освоения, потому что в отличии от урока, факультатив предполагает больше свободы для полёта мысли.
Чтобы соответствовать современным требованиям, факультатив не может быть категорично оторван от системы целей Типовых учебных программ. При этом подразумевается и сохранение спиральной формы обучения, которая позволяет переходить от простых идей к более сложным удобным путем.
Развитие ученика проходит с использованием активных методов обучения. Это способствует развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и предоставляет возможность совместно решать проблемы. Проявляя активность, ученик может самостоятельно найти множество ответов на возникшие вопросы.
На мой взгляд, большие плюсы есть и у преподавателей. Факультатив обновлённого содержания может стать для учителя некоей опытной площадкой, где есть возможность сначала апробировать многие методы и приёмы активного обучения, а затем уже осознанно применять их в своей практике.
Результаты совместного труда учитель и ученик смогут проследить через мониторинг активного участия в различных конкурсах и олимпиадах, составление творческих отчётов, проведение выставок, презентаций проектов.
Важно помнить, что создание ситуации успеха ВСЕГДА приведёт к результату!
Хочу поделиться своим опытом составления факультативного курса обновлённого содержания образования «Мир языка».
Программа разрабатывалась с 2017 года по мере поэтапного внедрения обновлённого содержания образования, на основе учебников «Обучение грамоте» 1 класс издательство «Алматыкiтап баспасы» 2016г. и учебников «Русский язык» 2-4 класс, издательство «Алматыкiтап баспасы» 2017-2019г.
В программе курса в 1-4 классе сохранены сквозные темы, которые способствуют установлению межпредметных связей и сопутствуют более обширному изучению определённых тем русского языка.
Во 2-4 классе сохранены также и лексические темы. Они полностью соответствуют лексическим темам учебника. Это позволяет установить преемственность между урочной и внеурочной деятельностями и даёт возможность подбирать занимательный материал к факультативному занятию в соответствии с определённой тематикой.
В долгосрочном плане в графе «Тема» над каждой лексической темой указан номер урока, соответствующий уроку учебника. Возможность ориентироваться на связь лексической темы урока с темой факультативного курса, на мой взгляд, значительно облегчает подготовку учителя к занятию т.к. при постановке цели занятия по разным видам речевой деятельности, учитель может брать за основу цели и навыки обучения, указанные в Типовой учебной программе и дополнять их в соответствии с темой занятия. Таким образом, ожидаемые результаты обучения конкретизируются в цели обучения по конкретному предмету по классам и по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения.
Содержание курса активизирует познавательную деятельность учащихся, создаёт атмосферу творческого взаимодействия, а значит содействует приобретению прочных знаний и навыков.
Соблюдена систематичность и последовательность подачи дополнительного материала. Есть логика в подаче дополнительного материала, а значит, реализован принцип прочности.
Связь учебной и внеурочной программ позволяет развивать активности ученика по принципу спиральности. Подача дополнительного материала происходит постепенно, от простого к сложному по темам и классам.
Программа имеет практическую направленность и содержит различные формы работы с применением активных методов обучения, поэтому в планировании содержатся рекомендуемые стратегии, технологии и методы обучения. Внедрение в программу курса активных методов обучения даёт возможность апробировать методики обучения вне школьной программы, а полученный результат успешно использовать во время учебного процесса. Кроме того, занятие дополняется логическими заданиями и развивающим материалом. Обучение-безотметочное, но соответствует строгим критериям, необходимым как для взаимооценивания, так и для самооценки. Благодаря этому, каждый обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление, что позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс и способствовать процессу познания, поиска, творчества.
Свою идею о то, каким должен быть факультатив обновлённого содержания образования я хочу закончить словами великого Абая:
Лишь риск и дерзанье несут торжество,
Ленивец вовек не создаст ничего!
Творите, создавайте! Желаю всем заслуженных побед!