Зейналов Сиявуш Валейевич
учитель английского языка
КГУ «Школа – гимназия №44» г.Алматы
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам – это процесс, который требует систематического подхода и внимания со стороны учителей, родителей и, конечно же, самих учеников. Предметные олимпиады не только являются интересным и стимулирующим видом дополнительного образования, но также способствуют развитию творческого мышления, логики и способностей к решению нетипичных задач.
Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у учащихся. Инновационное мышление — это мышление, которое способно проникать в суть вещей. Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением, которое помогает им на олимпиадах находить новые оригинальные нестандартные решения различных проблемных задач и заданий.
Готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы.
Подготовка учащихся к олимпиаде и привитие интереса к предмету начинается на уроках.
Поэтому учитель ставит перед собой следующие цели:
- формирование познавательной активности учащихся при изучении предмета, самостоятельности мышления, привитие умений и навыков самостоятельно и систематически выполнять учебную работу;
- формирование умения применять полученные знания на практике
Из поставленных целей определяются задачи:
- организация активной учебно-познавательной деятельности школьников в приобретении учебных знаний и развития умений самостоятельно применять эти знания при выполнении различных учебных заданий;
- обучение работе с учебником и справочной литературой, навыкам делать выводы применительно к конкретному материалу;
- приобщение учащихся к самостоятельной и творческой работе.
Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению предмета на уроках, используются элементы развивающего обучения в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности; используются различные игры, дискуссии, а также приемы обучения, направленные на обогащение творческого мышления, внимания, памяти, речи. Применение на уроках проблемных вопросов позволяет направить учащихся на самостоятельный поиск новых понятий и способов действий, приводит к активному усвоению новых знаний. Обязательно следует поощрять самостоятельную работу подростка. Именно самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде.
Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.
Использование вопросов и заданий, в которых отражено практическое применение в повседневной жизни, позволяет учащимся лучше воспринимать и запоминать учебный материал, поддерживает интерес к предмету. Организовать познавательную деятельность учащихся можно в процессе выполнения ими эксперимента.
Совершенствовать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету позволяет обучение их работе с книгой. С этой целью к урокам готовятся карточки, включающие основные теоретические вопросы, термины, изучаемые в данной теме. Использование инструкций к самостоятельной работе с учебником, алгоритмов действий, планов к изложенному способствует развитию самостоятельности учащихся и учит их самоконтролю за своими действиями в учебной работе.
Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, необходимо помочь им выйти за пределы школьного учебника. Поэтому задания различного творческого характера позволяют учащимся, используя свои знания, получить и переработать дополнительную информацию, правильно её оформить, преподнести одноклассникам. Таким образом, у учащихся развивается способность аналитически и критически осмысливать нужную информацию. На уроках учащимся предлагаются выполнить задания творческого характера: создание учащимися различных презентаций, роликов, проектов и т д.
Формировать нестандартное мышление учащихся, умение подходить к решению заданий позволяют и различные конкурсы, в которых необходимо принимать активное участие.
Учитель должен всегда поддерживать интерес учащихся к предмету. Именно на этом основано вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность.
Главное условие успешного участия в олимпиаде – это система изучения предмета, которую выстроил учитель. Одним из самых важных моментов является отбор учеников, которые смогут защитить честь школы на муниципальном, республиканском и всероссийском уровне. Здесь серьезным моментом является наличие желания участвовать в олимпиаде у самого учащегося. Только при наличии такого желания процесс подготовки будет успешным.
Заинтересовать учащегося, вовлечь его в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки – это задача учителя.
Олимпиадные задания разрабатываются для определенного возраста участников. Условия заданий оригинальны и требуют нестандартного решения и высокого уровня эрудиции. Для выполнения их на муниципальных олимпиадах не требуются расширенные знания по предмету. Иначе обстоит дело на республиканских и всероссийских олимпиадах. Нелегко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам такого уровня. Тем не менее, есть несколько подходов при решении данной проблемы. Успешная подготовка – это:
- проработка как можно большего числа олимпиадных заданий предыдущих лет, изучение дополнительной литературы;
- подробное дополнительное изучение школьного курса.
Важно поддержать интерес учащихся к изучению предмета и соблюсти следующие принципы работы:
- ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать являются толчком к началу занятий;
- высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано с мотивацией учащегося. Пример удачных выступлений старших товарищей на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступлений в престижное учебное заведение – хорошая мотивация для занятий;
- продуманность и систематичность знаний.
Первые два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные знания ученика. Надо всегда добиваться того, чтобы в нём зажглась, так называемая, «искра победителя». Помимо перечисленных выше способов мотивации, хорошо действует и публичное объявление положительных результатов, которое повышает самооценку учащегося. Третий принцип определят весь ход подготовки. Правильно подобранные знания, их уровень сложности и последовательность зависят от личности ученика.
Немаловажную роль в работе с олимпиадными детьми играет положительное отношения родителей к тому, что их ребенок много занимается. Но чаще, конечно, родители становятся союзниками учителя и вносят весомый вклад в успехи своих детей.
В школе должны быть разработаны специальные учебные программы подготовки учащихся к олимпиадам по предметам для каждого класса. Посредством этих программ создана определенная системность более глубокого изучения конкретных тем.
При подготовке к олимпиаде, следует отметить, что задания, как правило, не выходят за рамки учебных программ. Однако одну и ту же тему можно спросить по-разному. Например, можно спросить про сущность эластичности спроса, а можно про изменение эластичности спроса на товары в кризисный период. Ученик, отвечая на подобные вопросы, должен логически думать над ответами.
В олимпиаде присутствует теоретическая часть (тест) и практическая часть (задачи, эссе). Для того, чтобы успешно подготовить учеников к обеим этим частям с ними решаются олимпиады прошлых лет различных уровней.
Следует отметить, что наиболее часто ошибки встречаются у тех, кто не привык мыслить и отвечать лаконично, т.е. кратко и по существу. Зачастую, дав правильный ответ, ученик начинает представлять неверную аргументацию. Поэтому при решении олимпиадных заданий не просто разбирается ответ на вопрос, но и дается к нему максимум комментариев. Это делается для того, чтобы ученик, которому попадется похожий вопрос на олимпиаде, смог ответить на него не просто машинально, потому что он его уже встречал, а обдуманно, т.к. зачастую именно от постановки вопроса зависит его ответ. Соответственно, при самостоятельном ответе на вопрос, ученик должен представить свою позицию, дав объяснение своему ответу или привести в подтверждение какой-то конкретный пример.
Что касается решения олимпиадных задач, то для того, чтобы научить успешно и грамотно их решать, надо стараться ставить себя на место ученика, и так решать олимпиадные задачи, чтобы отслеживать сам процесс поиска решения и логическую цепочку рассуждения. А после этого научить рассуждать детей. Самое сложное здесь – это научиться и научить читать условие задач и правильно их интерпретировать для того, чтобы облегчить процесс поиска решения для учащихся.
Для успешной подготовки к олимпиаде важен правильный подбор литературы. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать почти невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. Полезными для ученика являются научные статьи различных авторов, поскольку они подкрепляют теорию практикой на конкретных примерах, что не только помогает ученику лучше усвоить теоретический материал, но и выводит его на новый уровень подготовки, когда он сам может выступить в роли эксперта по анализу той или иной ситуации.
Таким образом, подготовка учащихся к предметным олимпиадам – это важный и сложный процесс, который требует усилий со всех сторон. Однако участие в олимпиадах не только помогает ученикам развиваться и расширять свои знания, но также формирует у них целеустремленность, настойчивость и способность работать в команде.