Даутова Жанбике Шариповна,
учитель русского языка и литературы
ШГ №65 г.Астаны
Урок –клеточка педагогического процесса.
В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.Вся значительная часть педагогики концентрируется в уроке (М.Н. Скаткин)
Современный мир – это мир новейших достижений,технологий,мир больших возможностей для человека.Этот мир стремительно меняется , а следовательно, меняется и система образования.
Современное образование,ориентированное на результат, требует от педагогов нового подхода к процессу обучения.На мой взгляд, в жизни ученика становится актуальным применение инновационных технологий в условиях педагогического менеджмента.
Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.
Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
формирование ключевых компетентностей учащихся.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитие критического мышления;
технология “Метод проектов”;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха на уроке;
информационные технологии
Использование данных технологий на уроках имеет большие преимуществана. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:
1) ассоциативный ряд;
2) опорный конспект;
3) мозговая атака;
4) групповая дискуссия;
8 синквейн;
9) эссе;
10) ключевые термины;
11) перепутанные логические цепочки;
12) дидактическая игры;
13) лингвистические карты;
14) лингвистические задачи;
15) исследование текста;
16) работа с тестами;
17) задания поискового характера;
8) нетрадиционные формы домашнего задания.
Рождение любого урока начинается с осознания правильного и четкого определнния его конечной цели(чего учитель может добиться), затем установления средств (что поможет учителю в достижении цели) и, наконец, определнния способа (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).
В связи с этим уроки, ориентированные на развитие у школьников культуры самоуправление учением ставит перед учителем следующие задачи:
1.Выработать у учащихся умение определять цель своей деятельности и умение ее планировать;
2.Развивать у учащихся умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности.
3.Создать условие для работы учащихся умения работать во времени.
4.Организовать деятельность учеников по самостоятельному примению знаний в разнообразных ситуациях.
5.Организовать деятельность учащихся по коррекции знанийи способов преодаления пробелов.
Опыт показал, что реализация данных целей на уроках русского языка и литературы обеспечивает развитие у учащихся культуры самоуправления учением, ориентирует на развитиеличности иучащегося,способоствует его творческому мышлению.
Приведу пример учебной деятельности учащихся на уроке для формирования основных навыков и умений
1 Творческая работа
Составьте сложные предложения на основе данных простых и сделайте вывод о переходе вопросительных местоимени» в разряд относительных.
Чем я могу помочь? (Бабушка осведомилась, чем она может мне помочь) Где находится австралия? (Учитель спросил, где находится Австралия.) Сколько дней вы находились в пути? (Инструктор поинтересовался, сколько дней мы находились в пути.)
2.Творческий диктант
Замените предложения антонимичными, используя отрицательные местоимения.Объясните правописание приставки ни— и частицы не
У них в руках были цветы. (У них в руках ничего не было) Меня все интересовало.(Меня ничего не интересовало.)
3.Графический диктант
Графически иобъясните правописание местоимений (раздельное и слитное написание не- ни; дефисное написание)
Ничего,некоторые, кое с кем,какие –то, не на что,кое-чтонечего.где-то ни за что ,какой –либо,никому, ни у кого.
Игра «Собери фразеологический оборот»
Вставьте слово «свой» в данные сочетания, чтобы получились фразеологизмы и объясните их значение.
Рука владыка,рассказать словами,назвать вещи именами, быть не в тарелке.
Словесный турнир
Замените личные местоимения притяжательными и сделайте вывод о о рли местоимений в речи.
Маме приятно получить от тебя цветы.(Маме приятно получать твои цветы.)У вас в окно выпала шляпа (Ваша шляпа выпала в окно).У тебя глаза редкого оттенка (Твои глаза редкого оттенка.)
Таким образом,использование инновационных технологий в преподаваний русского языка и литературы способствует развитию культуры самоуправления учебным процессом и твоческого мышления, а также воспитанию чуткости к красоте и выразительности русского языка и интереса к его изучению.