Бельская Ольга Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
КГУ ОШ №171 ,
город Алматы, Алатауский район
Переход на дистанционное обучение — это вызов. Вызов не только учителям, которым может быть трудно уйти от привычной классно-урочной системы преподавания, но и ученикам, которые должны проявить максимум ответственности, собранности и силы воли. Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения будет, безусловно, не хватать. Что можно сделать? Организовать, например, проверку на знание текста с помощью теста, составленного учителем самостоятельно. Возможны как вопросы с выбором, так и открытые, творческие работы, в том числе мини-сочинения. Подобные тесты я использую уже давно, они всегда выручают, если ребята на карантине или мне жаль времени на уроке на такие технические моменты. Результаты теста, как правило, показывают, куда мы можем двигаться, в частности — на что мне следует обратить внимание при проведении следующего урока. Кроме того, вопросы теста могут сориентировать и самих ребят, показать, какие акценты им необходимо расставить. Хорошо, если к подобным тестам учитель будет «прикладывать» пояснения. Таким образом, мы не только проверяем, но и даём необходимый материал. Проще, конечно, с преподаванием русского языка. Во-первых, у меня есть большая теоретическая база по этому предмету. Любая тема подробно освещена теоретически. Написано доступно и понятно. Если ученик не понял что-то, он с лёгкостью может освежить в памяти материал. Во-вторых, всю теорию сразу можно закреплять, отрабатывая на практических заданиях. Причём сколько угодно раз. Большой плюс в том, что задания не повторяются. К тому же, если ученик допустит ошибку, можно сразу дать объяснение, представить алгоритм действий и предложить снова выполнить задание. Также возможно, выдать индивидуальные задания. Конечно, легче всего проводить проверочные, тестовые и контрольные работы. А вот что делать с изложениями, сочинениями, диктантами? На мой взгляд, работа с изложением дома — это очень хорошая тренировка. Прикрепите файл исходного текста, и пусть ученик поработает с ним. Только важно дать конкретные рекомендации по тексту, который мы хотим увидеть на выходе. Неважно, что это будут не два или три раза прочтения, предусмотренные экзаменом или методикой работы с изложением. Зато это будет активная работа с текстом, использование определённых техник. А значит, тренировка, которая поможет нашим учащимся в дальнейшем. Словарные диктанты или выборочные тоже можно давать совершенно спокойно, важно только, на мой взгляд, ограничить время выполнения. С классическим диктантом, конечно, сложнее. Но можно ведь какое-то время и без него обойтись. А вот сочинение можно принимать в качестве прикреплённого файла. Тем более это позволит учителю сразу проверить его на плагиат. Да и почерк у некоторых учеников бывает такой, что проверять напечатанный текст гораздо приятнее. Но дистанционное обучение, должно быть только временным. Иначе мы совершенно забудем язык общения, социум- это огромный плюс в воспитание компетентной и конкурентно- способной личности. А для этого нужно живое общение.
Замечательно!!! Спасибо за столь актуальный в наше время материал!!!