Учитель русского языка и литературы
СШ №24 Тамабаева Ж.Б.
Сегодня редкий ученик может похвастаться грамотным написанием своих мыслей на письме. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, постоянно учитесь, совершенствуйте себя, даже когда находитесь на вершине успеха. Так как образованный человек – полезный человек, а перед полезным человеком открываются все дороги.
Тридцатилетний опыт преподавания русского языка и литературы в казахской школе говорит о том, что для грамотного письма учащимся нужно углубленно изучить темы «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение». Так была составлена авторская программа «Синтаксис и пунктуация». Многие учащиеся затрудняются составлять словосочетания или с трудом составляют примеры простых предложений. Когда спрашиваешь, что такое синтаксис, отвечают: «Это раздел науки о языке». «А что изучает синтаксис?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».Дальше у некоторых учащихся возникают затруднения. И это натолкнуло меня составить программу школьного курса «Синтаксис и пунктуация».
В этой программе учащиеся узнают о синтаксисе, строений словосочетаний и предложений, о пунктуаций. Первые вводные уроки знакомят учащихся с лексическим значением слова «синтаксис». В переводе с греческого языка «синтаксис» означает как «строить» правила построения словосочетаний, предложений и текстов.Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Словосочетание – это всего лишь два слова, где от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять на улице, читать рассказ, прекрасная погода, очень низко.
Особенностью словосочетаний является то,что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими синтаксическими единицами предложениями.
Дальше даётся материал о простом предложений.Что предложение – основная единица синтаксиса и представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Как учащимся разобраться в синтаксисе?
Для этого нужно разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. «Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом».
Учащимся бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который переходил дорогу на красный свет светофора».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который проходит на красный свет).
Другой пример: «Он будет работать в больнице». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Зачем нужен синтаксис?
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая интересный рассказ, и смотреть в даль» – «читая интересный рассказ» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке щебетали птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис и пунктуация нужны для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Для чего нам нужна пунктуация?
Пунктуация-система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуационные знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему- понять их.
Данная авторская работа адресована учителям, работающим в 7-8 классах средней школы и охватывает основные разделы синтаксиса и пунктуаций.
Чем грамотнее человек, тем выше он занимает место в жизни, становится более независимым, грамотным. Помните: грамотно писать – это результат упорных тренировок. Главное — тренироваться с интересом.