Home » Детский сад » «Эстетическое воспитание природой»

«Эстетическое воспитание природой»

                                                                                                 Консультация для родителей                                                                                                 

         Природа лучше, чем что-либо, обогащает психику ребёнка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Вместе с чувством цвета приходит реакция на яркое солнце, голубое небо, белый сверкающий снег, зелёную листву. Однако дети не всегда самостоятельно проявляют интерес к красоте природы, им нужно помочь увидеть и почувствовать её. Задача взрослых – сблизить ребёнка с природой, научить ценить, любить и охранять её.
Чтобы круг впечатлений ребёнка от окружающего мира расширился, зазвучал голосами и засверкал красками, родителям нужно приобщать малыша к природе во всём его многообразии. Умение видеть природу достигается лишь при постоянном общении с ней. Вам нужно позаботиться о том, чтобы организовать регулярные загородные прогулки, вывозить ребёнка к природным оазисам, где возможно единение с природой. Если есть возможность, привлекайте малыша к работе на огороде и в саду, к домашнему озеленению дворов и улиц.
Хорошо, если в доме есть цветущие комнатные растения или же декоративные растения с ярко окрашенными листьями. Показывайте ребёнку, как вы ухаживаете за ними, и привлекайте его к поливу и взрыхлению почвы. Наблюдайте за процессом роста растений, особенно их цветением: появлением бутонов, их постепенным набуханием и последующим буйным цветением.
На прогулках учите детей «видеть»  деревья, цветы, кустарники: замечать рельефные формы и оттенки их лепестков и листьев. Весной следите за тем, как набухают почки, а затем распускаются блестящие листики, как они увеличиваются в размерах и наливаются  соком. Обращайте внимание малыша на то, как летом листья приобретают густые оттенки, а осенью меняют свои цвета на жёлтые, оранжевые и красные.
Предложите ребёнку выбрать среди деревьев, которые растут поблизости, то, которое ему больше всего нравится. Сообщите ему название дерева и скажите, что деревья – это большие друзья людей, они выделяют много кислорода, которым мы дышим, а знойным летом укрывают нас от палящего солнца. Ребёнок должен относиться к любому дереву как к другу – навещать его, здороваться с ним, как с приятелем. Пусть он внимательно исследует его, изучит запах, форму листиков. На прогулку берите с собой лупу, чтобы малыш имел возможность хорошо рассмотреть структуру коры и наблюдать за жизнью муравьишек и других насекомых, населяющих ствол дерева. Поверьте, для него это будет захватывающим зрелищем! Пусть он рассказывает обо всём, что видит через увеличительное стекло. Так, изо дня в день наблюдайте с ним за пробуждением дерева весной, его летней зрелостью, осенним увяданием и зимним сном. В случае надобности вскапывайте землю вокруг дерева-друга и его «соседей», и поливайте их.
Наблюдайте с малышом за птицами, укажите ему на особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок. Почитайте вместе детские книжки о птицах, об их жизни, заботах и строгих правилах стаи. В зимнее время устройте кормушку на окне и повесьте такую же на дереве возле дома. Пусть малыш ежедневно
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрым – значит уметь сопереживать, то есть быть способным понимать других, сердечно сочувствовать им и стремиться помочь. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха или хомячок. Домашние животные – большая помощь в воспитании личных  положительных качеств ребёнка. Игра с животными и участие в уходе за ними воспитывают в ребёнке бережное отношение к «братьям нашим меньшим». На личном опыте ребёнок переживает привязанность и любовь, сочувствие, жалость к живому, оказывает ему помощь и получает удовольствие от того, что он покровительствует живому существу. Забота о каком-либо существе – важный жизненный урок для ребёнка. Пусть малыш ежедневно кормит своего питомца, принимает участие в чистке клетки, меняет воду. Такая постоянная забота о своих питомцах воспитывает в детях любовь к природе и интерес, уважение к её законам. Общение с животными эмоционально окрашивает жизнь ребёнка, делает его мягче и добрее.
Большой интерес у детей вызывают и мелкие животные – насекомые, черви, улитки, кузнечики, бабочки, стрекозы. Движутся они довольно медленно, и поэтому малыш успевает понаблюдать за ними.
Позвольте ребёнку на время «завести» себе мелких «домашних животных» – муравьёв, кузнечика, улитку, жука или червя, но только с уговором отпустить их на волю через 2-3 дня. Устройте насекомому дома временное жилище – стеклянную банку, покрытую крышкой с пробитыми в ней дырочками. Насыпьте в банку песок или землю, бросьте несколько камешков, листиков и веточек растения, на котором найдено насекомое. Эта среда обеспечит ему прожиточный минимум. Если это улитка, то в банке её нужно оставлять на ночь, а днём доставать, чтобы понаблюдать за её перемещением. Это очень любопытное зрелище. Для червей нужно приспособить большую стеклянную банку, положить в неё слой земли, слой песка, слой торфа и немного листьев. Через время малыш обнаружит, что вся почва в банке перемешана, на ней выписаны замысловатые узоры. Объясните ему, что при движении червяк пропускает через себя почву, перемешивая таким образом её слои.
Пользуйтесь любым случаем, чтобы привлекать ребёнка к наблюдениям за явлениями природы. Во время прогулок в лесу, парке, сквере или саду обращайте его внимание на красоту деревьев, покрытых инеем или выпавшим снегом, осенью – на окраску листвы: листочки у осины тёмно-красные, у берёзы золотистые, у клёна ярко-жёлтые и пёстрые. Летом старайтесь чаще выезжать с ребёнком на природу, совершать с ним прогулки за ягодами, грибами. Любуйтесь с ним красивыми цветами, причудливыми узорами паутинки с переливающейся в ней на солнце каплей росы, слушайте шум леса и гомон птичьих голосов. Обращайте его внимание  на различие в форме и узорах цветов, листьев, трав, в звуках птичьих голосов, в красках времён года. Восхищайтесь красотой природы, и ваш восторг будет передаваться малышу. Свершайте вечерние прогулки к реке, чтобы полюбоваться закатом солнца, необычной окраской неба и отражением заходящих лучей солнца в воде. Наблюдайте с ребёнком за облаками, их причудливыми формами. В удивительных очертаниях, которые часто изменяются, можно увидеть контуры зверей, птиц, сказочных героев, сооружений и много другого. Делитесь друг с другом своими впечатлениями. Такие прогулки приносят детям много радости и наполняют их радостными переживаниями.
Дорогие родители! Природа – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. Не жалейте времени и сил на пробуждение в ребёнке чувства  прекрасного – этим вы обогатите не только ребёнка, но самих себя!

Используемая литература:

1.«Воспитание ребёнка от 0 до 5 лет». ЕШКО, книги 13-14

  1. «Книга о природе», автор Ткач Н.П. (Интернет портал МААМ.RU)

 

Квяткевич Людмила Петровна,
Воспитатель ГККП ясли-сад №3 «Күншуақ», г.Нур-Султан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*