Home » статьи » ПСИХОЛОГОИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГОИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Психолог КГУ ОШ №49
Ахметова Айгерим Адельбиевна

Необходимость организации психологического  сопровождения в процессе  дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, родители, начинающие взаимодействовать в Интернете, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.
Психологическое  сопровождение – это о процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психологической помощи субъектам процесса дистанционного обучения .
Работа психолога в рамках дистанционного обучения предполагает несколько вариантов ее организации в зависимости от конкретных задач, стоящих перед психологом. Выделяются две основные модели деятельности психолога при проведении дистанционных курсов:
Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, при непосредственном взаимодействии).
Психолог работает через посредника (координатора курса), не вступая в прямой контакт с участниками учебного процесса. Получает материалы по данному запросу, анализирует содержание, результаты обследований, предлагает рекомендации .Виртуальный характер дистанционного обучения имеет свои положительные и отрицательные аспекты для личности субъекта образования . Положительное влияние на личность оказывают следующие аспекты:
1) виртуальный мир представляет мир реальный, позволяет имитировать происходящее в социальной реальности, отрабатывать навыки, получать знания и опыт с минимальным риском;
2) виртуальное взаимодействие позволяет снизить психологическое напряжение, избежать психологического дискомфорта, что связано с ощущением психологической безопасности и повышением коммуникативной активности участников;
К отрицательным психологическим аспектам использования виртуального мира относятся следующие:
1) отсутствие непосредственного эмоционального, энергетического, суггестивного контакта учащихся с педагогом (усложняет процесс передачи социокультурного опыта, снижает харизматические возможности субъектов образования, негативно влияет на групповую и профессиональную идентификацию учащихся, учебную мотивацию);
2) механистичность, проецирование законов реального мира на виртуальную среду и наоборот (педагогу следует избегать применения методов и техник преподавания, актуальных для реального мира, но не учитывающих особенностей виртуального взаимодействия; необходимо давать инструкцию учащимся о том, как применяемые ими навыки могут быть перенесены из виртуального мира в реальный);
3) обезличивание субъектов образовательного процесса (виртуальный мир способствует не только анонимности, но и сенсорной деградации в общении). Отсутствие прямого, непосредственного контакта в дистанционном обучении заостряет важность учета психологических особенностей организации информации, которые во многом определяют эффективность обучения.
4)увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога,  а также ограничением средств его организации;  знание и соблюдение норм сетевого этикета .
Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования являются:  оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;  обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.
Содержание системы психологического сопровождения:
— система знаний о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения;
— система знаний о нормах сетевого этикета;
— система знаний о психологических особенностях учащихся;  система знаний о способах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационнообразовательной среды;
— система способов и методов формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения,  в том числе система методов поощрения.
В качестве основных средств выступают средства информационно-образовательной среды, рекомендации для различных категорий субъектов дистанционного обучения. Основными методами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: психологическое Интернет-тестирование; психологические тренинги в режимах on-line и off-line; консультирование в режимах on-line и off-line и т.д.. В качестве основных форм, используемых в системе психолого-педагогического сопровождения, целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы. Таким образом, ориентируясь на разработанные рекомендации, психолог сможет разработать и реализовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Литература
Бардин К.Б. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. М.: Просвещение, 2009.
Брызгалов В.С. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения. Нижний Тагил, 2011.
Моисеева М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2010. № 6. С. 49-50.
Андреев A.A., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 2009.
Мараховская Н.В., Попков В.И. Совершенствование методов дистанционного образования в свете теории психолого-познавательных барьеров в обучении // Учебный процесс в техническом вузе: сб. науч. тр. Брянск: Изд-во БГТУ, 2011. С. 85-87.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*