Бигерестанова Маншук Жетесовна,
методист КГКП «Ясли-сад №102»
Управления образования города Алматы
«Опыт путешествий и новые горизонты для экологического воспитания»
Введение
Современные образовательные подходы все чаще обращаются к природе как к источнику знаний, вдохновения и развития детей. Технологии природосообразного обучения позволяют формировать у детей экологическое мышление, развивать их когнитивные и социальные навыки посредством активного взаимодействия с природной средой. В октябре 2024 года мне посчастливилось принять участие в международной стажировке «Технология природосообразного обучения: главные идеи и педагогические подходы к воспитанию дошкольников в Польше и Германии», организованной Акиматом и Управлением образования города Алматы. Целью программы, которой, было изучение эффективных педагогических практик.
Концепция лесных детских садов, которые возникли в Европе, особенно популярны в скандинавских странах, но постепенно завоевывают и другие регионы мира. Лесной детский сад – это пространство, где дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, непосредственно взаимодействуя с природой. Вместо традиционных классов и занятий в закрытых помещениях, дети учат окружающий мир, исследуют экосистемы, развивают практические навыки через опыт, а не через лекции.
В Белостоке мы посетили один из лесных садов, который стал для меня настоящим откровением. Здесь обучают детей на основе экологических и природосохранных технологий. Все занятия связаны с природой, начиная от наблюдений за изменениями в растительном и животном мире до практических мастер-классов по садоводству. Это тот подход, который идеально подходит для развивающихся и любознательных умов детей.
В Варшаве мы изучали концепцию «зеленых школ» и экопедагогики, а также знакомилась с методами интеграции природосохранных технологий в образовательный процесс. Эти практики вдохновили меня на внедрение новых идей в нашем детском саду.
В Академии Фребеля в Германии нам довелось узнать о развитии концепции «свободного образования», которая не ограничивает детей жесткими рамками, а позволяет им развивать собственные интересы и навыки через практическую деятельность. В центре этой системы стоит природосохранное воспитание, которое активно применяется в работе с детьми. Природные материалы, активное использование зеленых зон и садов – все это стало для меня вдохновением для дальнейшей работы.
Важной частью программы стажировки стала работа с инклюзивными методиками, которые позволяют включить детей с учетом всех образовательных потребностей в общий образовательный процесс.
Эта стажировка стала важным этапом в реализации проекта «Удивительный мир природы: исследуем и охраняем», который мы внедряем в нашем детском саду №102 города Алматы
Основными задачами которого стали:
- Создание экологической образовательной среды: Мы начали использовать природные материалы в организованных деятельности, устраивать организованные деятельности на улице и в саду. Дети активно изучают окружающий мир, учат растения, животных, и важность сохранения природы.
- Экопроекты и мастер-классы: В нашем саду проводятся различные проекты, связанные с экосохранением. Например, мы организовали экологическую станцию, на которой дети учат сортировать мусор, изучают принципы переработки и сажают растения.
- Интеграция экологического воспитания в каждой организованной деятельности: Мы стараемся внедрять экологические темы во все образовательные деятельности, будь то рисование, музыка или математика.
Опыт стажировки в Польше и Германии показал, что природосообразное обучение и инклюзия могут стать важными инструментами повышения качества дошкольного образования в Казахстане. Благодаря внедрению новых методик дети смогут развивать социальные, когнитивные и творческие навыки, а педагоги получат эффективные инструменты для работы. мы уверенны что, этот опыт послужит платформой для трансформации казахстанской системы образования в более инновационную, ориентированную на личностное развитие каждого ребенка.
Моя поездка стала не только прекрасной возможностью для профессионального роста, но и основой для внедрения инновационных подходов в воспитание детей в Казахстане. Мы создаем будущее, в котором наши дети будут не только учеными, но и заботливыми стражами природы.