Байжуманова Айна Гапыровна
Туркестанская область
Казыгуртский район
школа -лицей им.К.Сатпаева
преподаватель русского языка и литературы
Интерактивные игры на уроках литературы
Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности обучающихся, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное — абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы — увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у обучающихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге обучающиеся на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.
«Что ответил писатель?» Ведущий сообщает обучающимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ. Что ответил американский писатель анониму? Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу» Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Обучающимся предлагается продолжить фразу типа: Я знаю о Владимире Маяковском, что он… Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков…
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.
«Напиши письмо литературному герою» Обучающиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» они пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В старших класса особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.
«Коллективное творчество» На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а обучающиеся коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.
«Виртуальная встреча» Обучающиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.
«Таинственный сундук» Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая). Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).
«Интерьер» Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании. «Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С.Тургенев «Бирюк») «У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В.Гоголь «Ревизор»)
«Пословицы – перевертыши» Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу. Украденной кобыле глядят в затылок. — (Дареному коню в зубы не глядят). Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче). Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит). Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)
«Дальше, дальше, дальше» Обучающиеся делятся на группы. Каждой предлагаются 9 — 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше