Интегрированная организованная деятельность.
Воспитатель: Сыздық Майя Төлегенқызы
город Астана. «Ясли-сад№ 89 «Қыз Жібек»
Развитие речи, аппликация.
Тема: «Первый снег».
Цель: Формирование умения рассказывать наизусть стихотворение И.З.Сурикова «Первый снег».
Задачи:
— Познакомить с творчеством русского поэта И. З. Сурикова.
— Помочь детям заучить наизусть стихотворение с помощью схем-рисунков, эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. — Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима»
— Развивать у детей речевую активность, поэтический слух, память, внимание, мышление.
— Воспитывать у детей любовь к родной природе.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации по теме «Времена года. Зима», чтение и заучивание стихотворений о зиме, зимняя прогулка на участке детского сада.
Словарная работа: Зима, декабрь, снег.
Біртұтас тәрбие: Изготовление поделки методом валяния.
Ақ қар — белый снег, ұлпақар — пушистый снег, алғашқы қар — первый снег.
Оборудование и материалы: портрет И. З. Сурикова, схема к тексту стихотворения, запись музыки Ф. Шопена «Первый снег», снег для опыта, оборудование к дыхательному упражнению «Вьюга» на каждого ребёнка, макет «Лес», снежинки, войлок.
Ход организованной деятельности:
- Мотивационно-побудительный.
Воспитатель: Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Давайте, поздороваемся с ними и подарим свои очаровательные улыбки.
Дети здороваются и улыбаются.
Воспитатель проводит утренний круг.
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Пусть тепло всем в мире будет
улыбаются пусть люди.
Мы друг другу улыбнемся
Ты и я!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришла гостья. А кто она угадайте,
послушайте внимательно загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белобока, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром.
(Царица-Зима)
Царица какого времени года к нам пришла на занятие?
(Царица-Зима) (Демонстрирует изображение зимы) Зима-қыз
-Ребята, а кто догадался, что это за тройка белых скакунов? (это зимние месяца).
Воспитатель: Назовите зимние месяца.
Дети: Три месяца зимы -Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А сейчас, какой месяц зимы?
Дети: Декабрь.
Желтоқсан-Декабрь
Воспитатель: Правильно, молодцы!
- Организационно-поисковый
Царица зима пришда не с пустыми руками. Она приготовила для вас новое стихотворение, которое она зашифровала в схему. А чтобы нам собрать все части этой схемы, она вам предлагает с ней поиграть. Вы согласны? (Да)
Игра «Снежок»
Цель: закрепить знания детей о признаках зимы.
Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы? У меня в руках «снежок», вы будите передавать его по кругу и отвечать на мои вопросы.
-Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная).
-Что бывает зимой?(снегопад, метель, вьюга, река замёрзла, деревья стоят голые, люди одели теплую одежду).
-Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, пушистый, мягкий, серебристый).
Қар-снег
аққар – белый снег
ұлпақар – пушистый снег,
Ребята вы хорошо рассказали о зиме и она нам дарит первую часть к стихотворению.
Наступила зима! Значит сейчас самое время для красивых опытов со снегом!
Опыт со снегом: «Снежный вулкан»
-Ребята, а теперь мы с вами сделаем опыт со снегом.
Возьмите снег и сделайте гору. Для опыта нужно 2ч.л. пищевой соды, и 2ч.л. лимонной кислоты кислоты положим всё в стакан и перемешаем. Стакан поместим в гору снега, затем в пластмассовую бутылку нальём воды и добавим краски немного для цвета туда же добавим несколько капель жидкого мыла, взболтаем бутылку. Постепенно будем наливать жидкость из бутылки и тем самым образуется извергающий вулкан. Снег наш окрасился в красный цвет.
Ребята вы отлично справились с заданием, царица-зима нам дарит следующую часть стихотворения.
Физминутка: «Танцующие снежинки»
Воспитатель включает музыку, и дети изображают танцующих снежинок. Когда музыка останавливается, дети замирают на месте.
Демонстрирует макет «Дерево»
—Ребята, зима нам приготовила сюрприз.- Что это, как вы думаете?
Дети: Дерево.
Воспитатель: А наше дерево похож на зимнее дерево? Почему?
Дети: Зимой земля покрыта снегом. Деревья стоят в белоснежных нарядах.
итатель предлагает украсить дерево, превратить его в зимнее дерево. Для этого мы возьмём основу для снежинки из фетра и шерсть для валяния, которая использовали наши бабушки для ковров. Ребята, шерсть какая?
Дети: Белая, мягкая, пушистая. Оно похоже на снег.
Воспитатель с помощью детей украшает дерево.
Молодцы теперь у нас получился настоящее зимнее дерево. Царица-зима нам дарит следующую часть стихотворения.
Дыхательное упражнение «Вьюга».
Послушайте загадку и отгадайте, какое природное явление бывает зимой:
-Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Угадали? Это (Вьюга).
Ребята, а вы хотите устроить вьюгу? Каждый возьмите стаканчик с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.
Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Делаем глубокий вдох, а потом медленно и долго дуем в трубочку, не надувая щек. Вот так.
Молодцы. Царица-зима нам дарит последнюю часть стихотворения.
Работа с художественным произведением.
Вот мы собрали все части, пора нам познакомиться с новым стихотворением, которое называется «Первый снег».
Алғашқы қар – первый снег
Педагог знакомит детей с творчеством И.З.Сурикова.
-Ребята, а вы знаете, что не только композиторы и художники восхваляли своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Один из них Иван Захарович Суриков. Он родился 6 апреля 1841года в деревне Новосёлова Ярославской губерни. Их семья жила очень бедно, поэтому Иван Захарович Суриков самостоятельно учился читать и писать. Всё своё детство он провёл в деревне. Очень любил зимой кататься с горы на санках, лепить снеговиков. Об этом времени у него сохранились самые яркие и светлые воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение «Первый снег». Послушайте его внимательно.
Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег», используя музыку И.П.Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь». (Без установки на запоминание).
Беседа по содержанию стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-О каком времени года пишет поэт? (о зиме)
-Какими словами поэт описывает первый снег? (белый снег, пушистый)
-Что снег делает? (в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится)
-Что произошло на утро с полем?
-Чем его укрыл снег? (с пеленою)
-Какое время года настало? (зима настала)
-Ребята, как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
Повторно читает стихотворение с установкой на запоминание.
Воспитатель: -А теперь, ребята, мы попробуем выучить это стихотворение. У нас сегодня будет помощница-схема, на которой нарисованы картинки-подсказки. Послушайте ещё раз внимательно стихотворение, я его расскажу с помощью схемы.
Глазки рассматривают картинки, а ушки запоминают слова. (Дети слушают повторное чтение воспитателя)
Рассказывание (2-3раза) стихотворения детьми совместно с воспитателем.
—Ребята, а теперь вы будите мне помогать рассказывать это стихотворение. Я начну, а вы продолжите. Готовы?
-Ребята, а теперь вы сами будите рассказывать, а я вам буду помогать.
-Ребята, а кто хочет сам рассказать стихотворение?
(По желанию дети рассказывают выразительно стихотворение 1-2 ребёнка)
Билингвальный компонент.
Давайте мы повторим новые слова, которые мы разучивали вьюга- жел, первый снег-алғашқы қар, белый снег-ақ қар пушистый снег- ұлпақар.
III. Рефлексия – Ребята, как называется стихотворение, которое мы с вами разучивали. Кто автор стихотворения «Первый снег»? Вам понравилось играть с царицей-зимой? А в какие игры вам больше всего понравилось играть? (дети делятся впечатлениями) –Ребята нам пора сегодня с неё прощаться, но мы её обязательно ждём ещё в гости, ведь зима только началась и у неё для нас ещё очень много подарков и сюрпризов. А на прощание мы тоже её сделаем подарок. Давайте мы превратимся в «снежинок» и потанцуем. Вы согласны? (Звучит музыка, дети танцуют) Молодцы, нам пока превращаться в детей. Давайте мы попрощаемся с нашими гостями.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: автора стихотворения, его название, содержание.
Понимают: об изменениях в природе в зимний период времени.
Применяют: полными предложениями отвечают на вопросы по содержанию текста; делятся впечатлениями от нового произведения. Умеют заучивать стихотворение с помощью опорной схемы и выразительно его читать; употребляют в речи поэтические сравнения.