Home » Новости » Платформа учителя-во благо учителя

Платформа учителя-во благо учителя

Мы взяли интервью у Сауле Аифовны Вильдановой, директора департамента методического обеспечения АО НПКЦ «Орлеу».

— Что такое учительская платформа (Ұстаз платформасы)?

— Качество образования тесно связано с профессиональным развитием педагогов. Аттестация является ключевым механизмом для оценки уровня их квалификации и играет важную роль в стимулировании их профессионального роста. Эта взаимосвязь между профессиональным ростом и аттестацией создаёт цикл непрерывного профессионального развития.

Разработка информационной системы непрерывного профессионального развития педагога «Ұстаз» была инициирована Министерством Просвещения в ответ на поручение Президента Республики Казахстан, озвученное во время открытия первой сессии Парламента РК VIII созыва 29 марта 2023 года, направленное на совершенствование процедур проведения аттестации.

Автоматизация процесса аттестации с использованием надежных методологий делает его более целенаправленным и обеспечивает соблюдение ключевых принципов оценивания — валидности, надежности и объективности.

На платформе «Ұстаз» создаются личные кабинеты педагогов, обеспечивается системный мониторинг деятельности через результаты наблюдения уроков, качество знаний и достижения, а также активность в профессиональном сообществе. Платформа обеспечивает сбор и хранение материалов педагогов, интеграцию сведений из различных источников (например, НОБД), таким образом формируя индивидуальную профессиональную траекторию развития. Каждый педагог получает возможность анализировать собственную деятельность, планировать изменения и улучшать практику.

— Кому принадлежит портал, и кто будет обеспечивать техническую работу этого портала в будущем?

— Платформа «Ұстаз» была разработана в соответствии с установленными Правилами и условиями проведения аттестации педагогов акционерным обществом «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», принадлежащим государству.

Техническая реализация платформы «Ұстаз» основана на применении современных open-source технологий, которые обеспечивают необходимую гибкость для адаптации к требованиям. Эти технологии также поддерживают масштабируемость, позволяя расширять функционал платформы и интегрировать её с другими системами и базами данных. Кроме того, использование open-source обеспечивает высокую надежность за счет регулярных обновлений и улучшений в области безопасности.

Техническое сопровождение платформы «Ұстаз» осуществляется акционерным обществом «Өрлеу», что позволяет осуществлять государственный контроль за процедурами, эффективно реагировать на запросы педагогов и обеспечивать конфиденциальность данных. Кроме того, структура платформы предусматривает возможность дальнейшей модернизации, включая расширение интеграции с образовательными информационными системами, а также внедрение новых инструментов для сбора и анализа данных, обеспечения профессионального развития.

— Когда педагогическая платформа планирует начать официальную работу?

— В июне 2024 года, на основании совместного приказа Министерства просвещения и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, был запущен пилотный проект по проведению аттестации педагогов через платформу «Ұстаз». Пилотная реализация проекта проходила в Карагандинской области и охватила педагогов из дошкольных, средних, дополнительных, специальных, технических и профессиональных образовательных учреждений, а также педагогов интернатов и методистов методических кабинетов.

По результатам апробации платформы проведено анкетирование, в котором приняли участие порядка 4 тысяч респондентов из числа педагогов и членов аттестационных комиссий. Педагоги отметили значимые преимущества проведения аттестации посредством платформы, например, отсутствие необходимости распечатывать материалы и экономия времени,  а также возможность наблюдения уроков по установленным критериям и получения своевременной обратной связи.

С января 2025 года планируется поэтапное проведение аттестации педагогов всей страны на платформе «Ұстаз», начиная с квалификационных категорий «педагог-модератор» и «педагог-эксперт».

—  «Платформа учителя», о которой вы говорите, доступна только учителям? И смогут ли родители тоже следить за успехом учителя? Точнее,  кому еще будет доступ?

— Платформа «Ұстаз» предназначена для мониторинга профессиональной деятельности педагогов и прохождения аттестации, соответственно доступ в личный кабинет предоставляется педагогам. Для оценивания материалов портфолио временный доступ предоставляется аттестационной комиссии, в которую входят представители органов управления образованием, профсоюзных организаций.

При этом планируется расширение возможностей платформы, где будут размещаться для поддержки педагогов в свободном доступе методические и инструктивные материалы, аналитические данные.

— Как преподаватели загружают свои документы на платформу, есть ли специальные механизмы или они сами вводят название своих документов?  

— Платформа «Ұстаз» интегрируется с функционирующими информационными системами Национального центра исследований и оценки образования «Талдау» им. Ахмета Байтұрсынұлы, Республиканского научно-практического центра «Дарын» и Национального центра тестирования, что позволяет автоматически собирать актуальную информацию о педагогах.

Для не оцифрованных на сегодняшний день данных, таких как доказательства методической и исследовательской деятельности или обобщении и трансляции опыта педагогов, предусмотрена функция ручного ввода. Документы загружаются через специальные вкладки, структурированные по категориям (например, дипломы, публикации, участие в конкурсах). Для каждого документа предусмотрены чёткие требования и описание, что упрощает процесс загрузки.

С целью оптимизации процесса загрузки, минимизации ошибок, а также исключения возможности ввода несоответствующих и недостоверных данных, материалы педагогов загружаются ответственными лицами организаций образования. При этом каждый педагог имеет возможность проверить в личном кабинете полноту введённых и собранных автоматически данных.

 — Метод поддержки воспитателей и методистов, учителей одинаков или требования разные?

— Основные изменения, которые были внесены в Правила аттестации педагогов в апреле 2024 года, касались материалов педагогов различных видов организаций образования с учетом специфики их педагогической деятельности. Например, были включены листы наблюдения занятий педагогов специальных организаций, организованной деятельности педагогов дошкольных организаций, а также дифференцированы требования к материалам методистов, руководителей и педагогов.

Кроме того, «Өрлеу» организована апробация этих инструментов на платформе «Ұстаз». Следует отметить, что педагоги указали на четкие и понятные критерии наблюдения урока, занятия, организованной деятельности организаций или мероприятий педагогов. Все предложения педагогов, высказанные в ходе апробации, были учтены при доработке функционала платформы.

— Принимаете ли вы предложения по дополнениям к этой платформе от пользователей?

— При запуске подобных систем их постоянное развитие является естественным процессом, поэтому «Өрлеу» всегда открыто к предложениям от педагогов, стремясь улучшать функциональность и адаптивность платформы. В каждом регионе функционируют специальные рабочие группы «Өрлеу», которые консультируют по процессу аттестации и отвечают на вопросы.

На платформе «Ұстаз» предусмотрен модуль «Техническая поддержка». Через этот модуль пользователи могут отправлять свои запросы, отслеживать статус их обработки и получать ответы. Также через данный инструмент принимаются предложения по улучшению и развитию функционала платформы. Кроме того, для оперативной связи с педагогами активно применяются чаты в социальных мессенджерах.

В перспективе планируется внедрение элементов искусственного интеллекта для дальнейшего улучшения работы службы технической поддержки и в целом расширения и развития функционала платформы.

Спасибо, что нашли время
Астана
«BILIM AINASY»
Қуантай Амантайұлы

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*