Кызырова Динара Баубековна
учитель русского языка и литературы
ГКП на ПВХ «Школа-гимназия №86 имени Мухтара Ауэзова»
акимата города Астаны
«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»
Тема моего выступления: «Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы».
Цель выступления:
- Поделиться опытом применения активных методов на уроках русского языка и литературы
- Показать какие навыки можно развивать у ученика через использование АМО на разных этапах урока
Какова же цель использования активных форм и методов обучения? Уважаемые коллеги, хотелось бы познакомить вас с некоторыми методами, которые эффективны и опробованы мною на уроках русского языка и литературы, которые приносят высокий результат на уроке. Для каждого этапа урока используем активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Первый этап урока рассматривает начало образовательного мероприятия, относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасений. Метод «Что у меня на сердце». Цель: Учащиеся самостоятельно формулируют свои ожидания и опасения от урока, узнают об ожиданиях других участников. Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело,
и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Таким образом учащиеся смогли определить тему урока и прогнозировать цели, которые должны осуществить на уроке. 2 этап урока: метод «Карта истории» формирует навыки совместной работы, чтения, мышления. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи АМО. Для работы над темой урока я применила метод «Автобусная остановка» Нужно отметить, что второй этап самый большой, в котором происходит непосредственно получение новых знаний, проработка содержания темы.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах..
Проведение: Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке расположен лист большого формата с сюжетной таблицей. Задание: прочитайте в хрестоматии продолжение сказки «Ер Тостик». Постройте сюжетную таблицу, опираясь на прочитанные главы сказки.
Метод «Автобусная остановка».
Навыки реализации метода: совместной работы, чтения, мышления
Алгоритм реализации метода:
- Группы распределяются по автобусным остановкам. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые слова, опираясь на сюжетную таблицу.
2.После выполнения заданий, по команде учителя группы передвигаются по часовой стрелке к следующей остановке.
3.Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение
3 минут
Метод «Поставь проблему- предложи решение» я применила на уроке, изучая тему «Волчата» О.Сулейменова. На этом уроке формируются навыки совместной работы, мышления, принятия решений. Учитывая какие проблемы поднимает автор в данном произведении, учащиеся в группе смогут определить проблемы, с которыми сталкиваются главные герои стихотворения и смогут предложить всевозможные варианты решения проблем. (Человек – разрушитель природы, Судьба волчат, и т.д ) Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Метод «Пять вопросов» применила на уроке по теме «Музыкальные инструменты»
в 3 классе. Формируемые навыки :мышления, принятия решений; управления информацией.
Сущность метода. Метод заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов. Использование метода способствует выявлению способных к креативному мышлению учеников.
Алгоритм реализации метода
1.Ученикам необходимо сформулировать вопросы.
- Ученики сравнивают и противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою формулировку вопроса.Ученикам задан вопрос с использованием вопросительного слова: « Почему»?
1) Почему музыка прекрасна?
2) Почему люди любят слушать музыку?
3) Почему некоторые дети учатся играть на музыкальных инструментах?
4) Почему появляется желание танцевать, когда включаешь веселую музыку?
5) Почему музыкальные инструменты издают чистые и нежные звуки?
Вывод: Этот метод эффективен для развития идей и изучения дальнейших идей. Метод «Своя игра». Формируемые навыки: управления информацией; мышление.
Сущность метода. Метод заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов к предоставленным ответам на них. Использование метода способствует выявлению способных к креативному мышлению учеников.
Алгоритм реализации метода
- Ученикам предоставлен ответ на вопрос, имеющий непосредственное отношении к исследуемой теме. Ответы могут варьироваться от простых фактических (дата, имя или место события) — до предоставления абстрактных понятий или описания эмоций. Например: я взяла на уроке цифры 3 (склонение, род существительных, времена, наклонений, лицо глаголов), 6 (падежи), 2 (число, главные члены предложения), 9 (части речи).
- Ученикам необходимо сформулировать вопросы для каждого предложенного ответа.
- Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою формулировку вопроса.
Метод «Ромашка»
- Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
- Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. В своих вопросах ученикам предлагаю задать уточняющие, простые, практические, творческие вопросы.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учиться самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития коммуникативных навыков.
Запомните, активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников-ваш успех.
Определите со своими учениками понятие успеха.
Помогите ученикам овладеть качествами успешного человека.
Научите их планированию, самоанализу.
Проводите уроки с использованием активных методов обучения.
И, самое главное, никогда не сравнивайте успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек – уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.
В одной известной притче говорится: Учитель -ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках.
Я желаю вам, чтобы использование активного метода обучения на ваших уроках всегда проходило на «УРА!» Успехов вам и вашим ученикам!