Home » статьи »   Воспитание здорового ребёнка.

  Воспитание здорового ребёнка.

   г.Нур-Султан,
 Детский сад №15 «Дарын»
   Скакова Жанна Оразхановна

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский.

Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно справляться со своими требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.

Проблема детского здоровья является одной из самых актуальных проблем Связано это с тем, что дети рождаются и живут в условиях экологического, социально-демографического и экономического напряжения. Всё это привело к критической ситуации: дети рождаются с отклонениями в развитии:

  • моторная сфера
  • речевая функция
  • эмоциональная сфера
  • психоинтеллектуальное
  • риск нарушений внутрисемейных коммуникаций
  • полиморфизм риска

В связи с этим одной из приоритетных задач в разработке стратегии сохранения и укрепления здоровья дошкольника главная задача формирования здоровье сберегающей среды в ДОУ и семье.

Под формированием здоровье сберегающей среды дошкольника следует понимать:

  • регламентацию режимов жизнедеятельности в ДОУ и семье с учётом индивидуальных возможностей организма, «критических» периодов индивидуального развития, сюда же следует отнести и по добранные в соответствии с возрастной физиологией двигательные режимы;
  • демократический стиль педагогического общения, психологизацию педагогических знаний и подходов;
  • организацию системы повышения квалификации кадров в ДОУ по вопросам здоровьесберегающих технологий;
  • обеспечение должных санитарно-гигиенических условий;
  • организацию систем оздоровительных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья детей (оздоровительная гимнастика, массаж, закаливание, фитотерапия,песочная терапия и др.);
  • создание мотивации и привитие навыков ЗОЖ у всех субъектов воспитательного процесса;
  • работу с семьёй по формированию грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья и развития детей.

Таким образом, главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей – планомерное осуществление мероприятий оздоровительной и профилактической работы, соблюдение санитарно-гигиенического режима.

  • Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности
  • Формирование двигательных умений и навыков
  • Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене
  • Воспитание воли, смелости, дисциплины

В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства – литературу, фольклор, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.

Выделенные средства можно группировать следующим образом:

  1. Гигиенические и социально-бытовые факторы:

— режим — сон — питание и игрушки —одежда — обувь —инвентарь

Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывали у ребенка положительные эмоции, а это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.

  1. Естественные силы природы:

—солнце —воздух —вода

Они являются важным средством укрепления здоровья. Вода очищает кожу от загрязнения, солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина “Д”. Это закаливание организма, обогащение крови кислородом.

  1. Физические упражнения:

— спортивно-подвижные игры — гимнастика — праздники-развлечения — простейшие виды туризма

Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируется умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.

  1. Физическое воспитание
  2. Физическое развитие
  3. Физическое образование

Это все направлено на достижение хорошего здоровья, крепких физических качеств.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет.

Для ребенка дошкольного возраста этой средой также является ДОУ, система образования. И в тоже время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Наш Детский сад №15 «Дарын» осуществляет воспитательно-образовательную и воспитательно-оздоровительную работу.

Для успешного решения поставленных задач, комплексно используем все средства физического воспитания:

  • Рациональное питание
  • Гигиена одежды и помещения
  • Режим
  • Закаливание
  • Физические упражнения
  • Утренняя гимнастика
  • Развивающие игры
  • Специальные меры закаливания
  • Спортивные игры
  1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

— профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;

Привитие детям элементарных навыков (например: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);

  1. Здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития:

— физкультминутки во время занятий;

— проветривание и влажная уборка помещений;

— ароматерапия, витаминотерапия;

— функциональная музыка;

— чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

  1. Специально организованная двигательная активность ребенка: занятия оздоровительной физкультурой; подвижные игры; своевременное развитие основных двигательных навыков и др.
  2. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: фитотерапия; массаж; гимнастика; тренинги.
  3. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивно- оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии.

Занятие-игра остается основной органической формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от воспитателя.

Выявление критериев здоровье сберегающего потенциала занятия, его построения на здоровье сберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровье затратного характера дошкольного образования.

Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в образовательном учреждении – воспитатель.

Стараюсь использовать, внедрять как можно больше отдельных методов, технологий, заботясь о здоровье детей:

  • проведение зрительных гимнастик и физкультминуток

Также внедряем отдельные технологии, нацеленные на решение конкретных задач здоровье сбережения:

  • предупреждение переутомления
  • нарушения зрения
  • оптимизацию физической нагрузки
  • обучение детей здоровью
  • комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе
  1. Утренний прием детей проводится весеннее летнее время воздухе в предельной двигательной активности – подвижные игры, бег, дыхательные упражнения и др.
  2. Утренняя разминка – это акт общения, единения: используется гимнастика, дыхательные упражнения, пение.
  3. При проведении завтрака, обеда, ужина соблюдаются основные принципы – совместимость продуктов, увеличение сыро растительного компонента, физиологичность приема пищи.
  4. Время между завтраком и обедом по плану работы отводится познавательному развитию детей, кружковая деятельность. В это же время проходят оздоровительные, профилактические и лечебные мероприятия.
  5. Во время прогулки, основой которой являются двигательная активность, закаливание и самостоятельная игра, продолжается развитие познавательной деятельности. С детьми проводим мини-экскурс беседы.
  6. Перед сном проводится дыхательная гимнастика, после сна — сеанс закаливания: гимнастика в постели, солевое закаливание, массаж стоп, точечный массаж и др.

Важным является преемственность в работе с детьми: все, что они узнали, чему научились в группе, продолжает развиваться и закрепляться в следующей возрастной группе. И естественно, что выработанные за годы пребывания в ДОУ привычки перерастают в здоровый образ жизни ребенка.

Оздоровительная работа и двигательная деятельность детей в течение дня в группе включает в себя оздоровительные минутки «здоровье в ваших пальцах» (пальчиковая гимнастика), точечный массаж, дозированную ходьбу босиком, гимнастику после сна, ходьба по соляной дорожке, игры-упражнения.

Хочется отметить, что регулярно проводимая оздоровительная работа и контроль за формированием двигательных навыков, развитием физических качеств детей и анализа заболеваемости позволяет не только судить об эффективности применяемых средств и методов, но и вносить необходимые изменения и дополнения в методику работы воспитания и обучения.  Это помогает улучшить качество индивидуальной работы с детьми, наметить конкретные меры по исправлению дефектов, перспективу в развитии основных движений, умении и выявить дополнительные направления воспитательной образовательной работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*