Home » статьи » Использование современных компьютерных технологий на уроках общественных дисциплин

Использование современных компьютерных технологий на уроках общественных дисциплин

 Вольхина Татьяна Владимировна,
 преподаватель социально-экономических дисциплин
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж» КГУ «Управление здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области», СКО

Сегодня ученые и политики всечаще говорято наступлении «Информационной эры». Современный образовательный процесс трудно представить без применения компьютера, особенно в условиях дистанционного обучения. Наличие компьютера, планшета, смартфона, стало главным условием получения качественного образования. Гаджеты стали и средством связи студента с преподавателем, источником учебной информации, а иногда и тренажером для отработки практических умений и навыков. Но, несмотря намного образиетех нических средстви технологий, используемых в учебном процессе, следуетот метить,что качество обучения зависит, преждевсего, от качества самого учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

В настоящее время, в том числе и в условиях дистанционного обучения, преподаватель стал зависим от компьютерной техники. Он не просто выбирает ее для улучшения качества своей работы.  Компьютер и интернет стали образовательным пространством, в котором активно взаимодействуют студенты, преподаватели, администрация. У этого пространства есть свои особенности, которые имеют как положительные стороны, так и отрицательные моменты, которые были выявлены нами в ходе практической работы и изучения публикаций исследователей.

В колледже я веду занятия по общественным дисциплинам почти на всех специальностях с русским языком обучения, на разных курсах, в группах с разными способностями, с разными сформированными умениями. Причем одни и те же дисциплины на разных специальностях по ГОСО имеют разное содержание. Выполнить задачу, повышения качества образования, в таких условиях мне помогают компьютерные технологии. В результате их применения:

  • повышается мотивация обучения;
  • усиливается обучающий эффект урока;
  • увеличивается объем предъявляемой информации;
  • обеспечивается интерактивность обучения;
  • создается разнообразие формы и видов учебной деятельности.

Поэтому я на каждом занятии применяю компьютерные технологии, чаще метод слайд-лекции что и позволяет мне добиться положительных результатов и поддержать интерес к своим дисциплинам у студентов.
Интерактивные формы, методы, технологии, способствующие повышению качества обучения, я применяю с 2004 г.  В процессе апробирования разнообразных методов и приёмов наибольшую эффективность в преподавании общественных дисциплин показали лекционные формы работы с использованием информационных технологий. Особенностью преподавания общественных дисциплин является большой объем информации гуманитарного характера, осознание которого представляется трудным для наших студентов.  Поэтому для лучшего усвоения материала требуется формирование личных представлений учащихся об изучаемом явлении, «трогающие за душу» эмоции.
Использование компьютерных технологий при проведении лекции позволяет продумать обратную связь «учитель-ученик», так как на таких занятиях обучающиеся привлекаются к сотрудничеству: они могут сами подготовить небольшие видеопрезентации, слайд-шоу, строить диаграммы, графики, таблицы и т.д.Лекции эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов.
Достоинствами применения слайд – лекций в процессе обу­чения являются:

  • концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала;
  • сочетание устного лекционного материала, с изображе­нием иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео- и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мульти­медийных технологий;
  • использование слайд-лекций во время внеучебной дея­тельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
  • возможность проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, прово­дить сравнение и т. д.;
  • одновременное использование различных спо­собов представления информации: числа, текст, графика, ани­мация, видео и звук.

По всем темам преподаваемых курсов я имею комплект слайдов, созданных в программе  MicrosoftPowerPoint. Программа легка в создании и применении, ее можно даже просматривать на смартфоне. Имеет большой набор анимационных зрелищных возможностей.
Несколько презентаций для занятий по общественным дисциплинам, создано в программе Prezi.com. Очень зрелищная, но сложная и дорогая программа. Создание презентаций для слайд-лекций в данной программе занимает много времени.
Компьютерные технологии применяются в нашем колледже и в области управления учебным процессом. Вся образовательная деятельность колледжа организована в системе Sova. Система построена с учетом проведения групповых и индивидуальных занятий. Покаждому из заданий предусмотрены чаты и система оценивания. Для удобной работы можно загрузить рабочую программу навесь курс обучения. Система достаточно удобна для размещения заданий, их проверки и выставления оценки. Особенно мне нравятся функции электронного журнала, позволяющие редактировать записи, чтобы избежать ошибки при заполнении документа строгой отчетности. А также, функция онлайн тестирования, позволяющая создавать тесты любого объема и выставляющая оценки за тест в режиме реального времени. Единственный недостаток системы заключается том, что в случаях плохой связи и отсутствия широко полосного интернета в дальних районах нашей области она долго загружается и медленно работает, а иногда и просто не загружается. Тогда на помощь приходит WhatsApp.
WhatsApp использовался в основном в условиях дистанционного обучения как вынужденная мера, когда Sova отказывалась работать. Очень удобна данная система для проведения организационной части занятия – перекличка присутствующих, пояснение заданий, а также для организации обратной связи со студентами. Иногда через WhatsApp отправлялись выполненные студентами задания, которые не могли прикрепить в Sova из-за технических неполадок.  WhatsApp работает всегда бесперебойно.
Как показывает практика Zoom хорош в случае фронтального опроса, вопросов требующих пояснений преподавателя, организации кураторских часов и при проведении устных экзаменов. Однако технические составляющие организации занятия в Zoom отнимают очень много времени на подключение участников видеоконференции. Кроме того, не во всех районах качество связи позволяет студентам подключиться к занятию.
Поэтому возникла необходимость готовить видеоматериалы, в которых я кратко по презентации излагала материал по теме занятия и объясняла, как правильно выполнить задание. В съемке учебного видео мне помогла программа Bandicam. Однако самостоятельно отснятые и смонтированные видео имели большой объем и не прикреплялись в Sovа. Тогда возникла идея создания YouTube-канала, на котором будут размещены все учебные видео (https://www.youtube.com/watch?v=OxCyI-0Lye4). Теперь в Sovа можно было просто прикрепить ссылку на необходимый фильм.
Подытожив все вышесказанное можно сделать следующий вывод: сегодня в арсенале преподавателя имеется огромное количество компьютерных программ и платформ, достаточно простых в использовании, которые позволяют не только осуществить дистанционное обучение студентов, но и сделать его удобным как для студента, так и преподавателя.
Главная цель любого урока–это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты,  явления, события и на основеполученных знаний формировать свой взгляд на мир. Моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить студента как личность, способную к самообразованию. Никакие знания, неподкрепленные самостоятельной деятельностью, немогут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение:она формирует самостоятельность нетолько как совокупность умений инавыков, но и как чертухарактера, играющую существенную роль вструктуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Учитывая недостатки онлайн занятий, мною чаще выдавались задания, которые студент должен был выполнить самостоятельно и свой письменный ответ прислать мне на проверку. Материалы для выполнения заданий включали в себя как тексты учебников и пособий, так и презентации, видеофильмы. Задания выполнялись в формах тестов, таблиц, ответов на вопросы по тексту или фильмам, написания эссе.

Особенностью дистанционного занятия является обязательная проверка выполненного студентом за урок задания. Если раньше на занятии мы могли кого-то выслушать, у кого-то проверить конспект, кому-то предложить тест. То в условиях дистанционного занятия мы проверяем все присланные письменные ответы студентов. Соответственно увеличивается время проверки заданий. Значит, формулируя задание, нужно помнить о том, что потом эту работу нужно будет вычитать и оценить. Материал для изучения должен быть небольшим по объему, но содержать полезную информацию и формировать представления студента о теме. А задание должно проверять степень усвоения изученного материала, акцентировать внимание на самых главных аспектах темы.

В данных условиях удобны задания по составлению кластеров, схем, таблиц. Их проверка занимает меньше времени у преподавателя, чем вычитывание конспекта, а студенту для их составления необходимо достаточно подробно изучить материал, чтобы представлять себе всю систему изучаемого вопроса. Например: Таблица по теме «Каменный век в Казахстане».

Ответы студентов на вопросы к изученной теме могут быть разного объема и содержания. Это зависит от характера вопроса и способностей студентов четко выражать свою мысль. В любом случае ответы на вопросы вычитываются полностью, занимая достаточно много времени.

Можно выделить следующие четыре основных типа вопросов и заданий к источникам:
  1. Вопросы и задания, направленные на выявление понимания обучающимися прочитанного материала;
  2. Вопросы и задания на анализ содержания источника;
  3. Задания на образную реконструкцию исторических, общественных фактов, излагаемых в источниках;
  4. Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений по поводу описываемой в источнике проблеме.

Таким образом, применение компьютерных технологий в преподавании общественных дисциплин применяется нами как на аудиторных занятиях, так и для организации самостоятельной работы студента. Применение компьютерных технологий способствует как облегчению хранения и подачи материала для преподавателя, так и усвоению его, формированию представлений и мировоззрения обучающихся. Цифровой контент стал «средой обитания» молодежи, поэтому восприятие материала, преподносимого посредством компьютерных технологий более естественно и понятно обучающимся. Это значительно повышает качество понимания и усвоения студентами учебного материала.

Список литературы:

  1. Документальный методический комплекс по истории. Методика проведения лабораторного занятия на основе анализа источников глава Планирование системы работы по формированию умений анализа исторических документов// http://geum.ru/next/art-197837.leaf-3.php
  2. Т.Б. Гребенюк, И. Г. Булан. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ// https://cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-prepodavatelya-i-studentov-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya/viewer
  3. Гаврилова Е.Л. Модель педагогического взаимодействия в системе открытого дистанционного профессионального образования взрослых: дис. … канд. пед. наук. М., 2003.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М., 2000.
  5. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. М., 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*