Пирог Татьяна Викторовна – учитель физики, категория высшая с 2008 года, с 2018 года учитель – исследователь,стаж работы 39 лет, в том числе в КШЯДС Караганды Бурлинского района, ЗКО (Кировской школе) – 37 лет, имеет грамоты районного и областного отдела образования, имеет публикации во районных,областных и республиканских методических журналах с 1988 года, жизненное кредо в работе: «Познание мира через призму личности каждого ученика».Себя называет «генератором идей».
Нурсултан Абишевич Назарбаев, встречаясь с педагогами РК, вспомнил слова великого Абая: «Самое лучшее в человеке – от Учителя». Своим лучшим чертам она обязана своим учителям: директору родной школы им Гайдара в Южном Казахстане Цай Брониславу Федоровичу и классной руководительнице – Данченко Ираиде Григорьевне, учителю физики – Рожкову Александру Ивановичу, а также тем с кем свела ее судьба уже тут на уральской земле: Панченко Владимиру Прокофьевичу, Ропало Нине Ивановне, Юрченко Татьяне Юрьевне, Тележенко Нине Михайловне, Курумовой Гульжиян Суеуовне и многим другим, кто вдохновлял ее в работе и поддерживал в трудные времена.
В шутку говорит, что любовь довела ее до такой жизни. В детстве мечтала быть журналистом. Писала стихи, заметки в школьную стенгазету и районную газету, даже была внештатным корреспондентом районной газеты. Но пришел в школу молодой интересный учитель физики и она в него по уши влюбилась, а чтобы он обратил на нее внимание, начала учить физику и пошла учиться на учителя физики. В 1982 году закончила Чимкентский пед институт с красным дипломом. Возвратилась в родную школу в качестве учителя. Хорошо помнит свой первый выпуск: семь человек из него связали свою дальнейшую жизнь с физикой: среди них есть и профессора, и ядерщики, и электронщики.
И снова любовь ворвалась в ее жизнь. Одного взгляда обаятельного и веселого парня Андрея из Уральской степи хватило, чтобы она бросила все: и свою школу, и родных, и любимых учеников и уехала сюда в Буденовку с ее интересным прошлым и не менее интересным будущим. Уральская земля стала для нее второй родиной, а поселок Кирово стал родным и близким, что многие считают меня местной. Всегда мечтала о том что у нее будут Иван да Марья. Жизнь подарила мне сначала очаровательную дочурку Машеньку, а через год и Ванечку. Но воспитанием их занималась больше бабушка Таня, моя свекровь. А она вся отдавалась школе и работе. В 1994 появился и третий сын Василек. В этот же год она потеряла мужа. Это было страшное время испытаний. Но ЛЮБОВЬ к школе к детям, ее коллеги, односельчане помогли ей все выдержать и выжить.
В 1988 году стала участницей первого всесоюзного методического фестиваля в Москве. Колоссальный потенциал, полученный в Черноголовке, где проходили те 3 дня фестиваля, наверное не иссяк до сих пор. Блочное изложение тем ШКФ, тестовой контроль знаний, работа с одаренными, сверхсжатие изучаемого материала, ориентация на личность ребенка и многое другое увидела там, на фестивале.
В 1996 году она добивалась разрешения администрации школы для того, чтобы выпускники сдавали физику тестами, а не по билетам. Этого требовало время.
Еще в 2001 году выступала в школе перед коллегами с докладом о личностно – ориентированном обучении как наиболее важном направлении развития школы в будущем, когда на каждого ученика будем составлять свои программы- траектории развития.
Тестовой контроль знаний в связи с введением ЕНТ все больше и больше проникает в школу. Они зачастую не только пользуются готовыми тестами, но и пытаются сами их составлять. Она составила и выпустила пособие для 7-го класса: «Сборник тестовых заданий по физике» по переработанному учебнику нового поколения издательства Алматы «Атамұра» авторов Р. Башарулы, У. Токбергеновой и Д. Казахбаевой. Считает, что чем раньше, начиная с I ступени обучения физике, они начнут применять тестовый контроль знаний, тем быстрее адаптирует своих учеников к ЕНТ.
Самостоятельно собрала богатый справочный материал по физике для всех классов, особенно для 10-11-х классов естественно- математического цикла.
Одно из приоритетных направлений развития образования – компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры в кабинетах, ноутбуки и документ – камеры. Сегодня их применение в образовательном процессе, в том числе и на уроках в средней школе, не экзотика. Однако техническое оснащение школ в целом и физических кабинетов в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идет не о недостатках выпущенных видеофильмов, электронных учебников или слайдов, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности на уроке.
В настоящее время в арсенале средств обучения физике все чаще используются компьютерные презентации, видеоролики, видеоуроки, флеш- анемации. Мультимедийные сценарии уроков. Таких сценариев создано самой Т.В.Пирог, а также совместно со своими учениками, собрано из ИНТЕРНЕТа и у коллег разных школ Западного Казахстана около 5000. По сути дела, создано мультимедийное сопровождение преподавания курса физики с 7 по 11 класс. Собрана и систематизирована по классам коллекция электронных презентаций к урокам физики, химии, самопознания и для классных часов.
Урок для Т.В.Пирог – это океан для творчества и вдохновения. Теле – уроки и дебаты, реалити –шоу и конференции, марафоны знаний и «Звездные часы», уроки с компьютерными презентациями и клубы знатоков, уроки – диалоги от Фокина и интегрированные уроки по вертикали. Уроки со стажерами и уроки – сочинения. Уроки ярмарки и уроки – аукционы. Уроки у реки и на природе. Уроки –экскурсии и уроки творчества со свободным выбором деятельности. Когда ребята утром встречают меня у порога кабинета, то чаще всего задают вопрос: « А что вы для нас сегодня придумали, что интересного будет сегодня».
Ученики Т.В.Пирог – это ее гордость. Только в Кировской школе у нее было семь выпусков. Ее лучшие выпускники: Добреля Лена, Лутошечкин Саша, Коваленко Оля, Немировская Снежана, Мищенко Света, Карташова Люда, Богомол Таня, Коваленко Таня, Тастайбеков Аслан, Сатыбалдиев Марс, Жаксликова Фарида, Демченко Коля, Коваленко Гриша, Богомол Слава, Кайнулов Арман, Гузунова Лена, Пирог Ваня, Ганненко Женя, Демченко Вова, Ганненко Гриша, Манукян Сероб и Мариам, Ганненко Егор, Сагидулина Элеонора и многие другие. Они стали хорошими специалистами Казахстана и ближнего зарубежья. Ее гордость и лучшая ученица – Тастайбекова Гульмира – преподаватель физики в Актюбинской медицинской академии. Сатыбалдиев Марс – советник областного акима по вопросам молодежи. Демченко Коля и Коваленко Гриша проходили стажировку в Америке и сейчас работают в нефтегазовой отрасти нашего региона. Ее выпускники, сдавшие успешно физику на ЕНТ – обучаются на гранты в вузах Казахстана. Ее ученики – победители районных олимпиад, а для сельской малокомплектной школы это все же редкость.
Когда идут занятия в школе в кабинете физики №2 всегда стоит с открытыми дверями. Выпускники любого года приходят в любое время к Т.В.Пирог на урок. Просто посидеть на уроке, вспомнить школьные годы, полистать альбом выпускников, поговорить по душам, спросить совета в житейских вопросах. В день встречи выпускников в кабинете физики дольше всех задерживаются выпускники. Они знают, что их всегда здесь ждут и помнят.
После окончания уроков ее всегда можно найти в кабинете №2. Здесь работа продолжается. Идут факультативы, занятия элективных курсов и кружков. Изучают новое физическое оборудование, ребята сидят за компьютером и готовят электронные презентации или идет подготовка к ЕНТ и ПГК, внеклассным мероприятиям и предметным неделям. Часто вечером кабинет физики закрывается самым последним. Во время ежегодных недель физики и космонавтики мероприятия, которые она готовит с детьми, никогда не повторяются и бывают всегда интересными и познавательными.
Как итог этих занятий выпущены брошюры: «Олимпиада по физике в 7 классе», «Внеклассная физика», «Занимательная физика»- факультативный курс для 7-го и для 8-го классов с полной разработкой поурочных занятий. Готовится к публикации и интегрированный курс с самопознанием «Физика языком сердца»
Школы нашей страны переходят на 12-летнее обучение, что обязывает нас, учителе, шагать в ногу со временем, осваивать современные технологии, быть «на ты» с современной техникой. Освоив компьютер на уровне пользователя она мечтала о том, что ее кабинет будет оснащен не просто ИНТЕРНетом, а скоростным МЕГАЛАЙНом, чтобы вести уроки он-лайн, создавать собственные чаты, легко на уроке находить любую информацию и умело ее использовать незамедлительно в работе. Сейчас в условиях пандемии это стало не просто реальностью, а необходимостью. Работа на удаленке позволила расширить горизонты школьной программы и школьных учебников.
Ее ученики — ученики 0-10-х классов. Она ведет уроки самопознания, физики и химии во всех классах с русским языком обучения. Наполняемость классов от 3 до 8 учеников. Дети настолько разные по росту, по здоровью, по подготовленности, по развитию, по мотивации к обучению, что не учитывать их возрастных и индивидуальных особенностей просто не возможно. Больно наблюдать, как резко вниз падает кривая интереса к учению у ребят. Имея большой стаж и опыт работы в школе, понимала, что ее навыки и знания предмета, методики преподавания, психологии и педагогики не приносят желаемых результатов. Разочарование, тупиковость ситуаций в школе, нарастающая невостребованность вели к депрессии и полному «выгоранию».
И, как в притче о переподготовке : «Внешние проблемы — точное отражение твоего внутреннего состояния». А решения всех ее проблем – в необходимости и реальности обновления не только школы, но и себя.
Она постоянно находится в поиске, чувствуя информационный голод, каждый день стремясь узнать что-то новое, опробовать на практике, применить в работе.
Была много лет руководителем филиала вечерней школы, руководила МО классных руководителей, занималась и занимается наставничеством. Всегда готова помочь коллегам, поделиться знаниями, идеями, методическими находками и собранным дидактическим материалом.
Путь ее профессионального развития – это постоянная работа над собой. Профессионализм не просто приходит с опытом. Он зависит от ее внутренней мотивации к самосовершенствованию, самореализации в новом общеобразовательном процессе, от уверенности в себе и в свои силы. В какой — то момент должно произойти осознание учителем потребности в улучшении своей педагогической деятельности. Это возникает при общении с коллегами на семинарах и на курсах повышения квалификации, при общении с коллегами в ИНТЕРНЕТе.
А молодым хочется напомнить слова К. Д. Ушинского: «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться — вот единственный курс учительской жизни».
Автор: Утегенова Алия Тыныштыковна
Учитель казахского языка и литературы
КШЯДС Қарағанды, Бурлинского района, ЗКО