Зейнебекова Асем Бакытовна
Жамбылская область
Байзакский район
с. Сарыкемер,
школа-гимназия Сарыкемер
учитель русского языка и литературы
Несмотря на то, что понятие языковой личности введено В.В. Виноградовым в научный оборот достаточно давно интерес к этому феномену не только не угас, но, напротив, в последние десятилетие даже усилился. В настоящее время стала очевидной необходимость разработки теоретических моделей описания языковой личности на основе комплексных практических исследований в области речевого поведения реального носителя языка.
Современной лингвистикой сделано достаточно много: теоретически осмыслены уровни структуры языковой личности, выявлены два ее основных признака – языковая способность и коммуникативная (речевая) компетенция, прослежено становление ее дискурсивного мышления, а также осуществлены попытки описания речевых портретов конкретных носителей языка. Тем не менее, до сих пор отсутствует какая-либо конкретная модель, позволяющая всесторонне описать ту или иную языковую личность с учетом факторов, детерминирующих ее речевое поведение.
Формирование языковой личности подчиняется трем факторам влияния: социальному, национально- культурному и психологическому. Во- первых, личность есть средоточие и результат социальных закономерностей; во- вторых, она представляет собой продукт исторического развития этноса; в-третьих, ее мотивационные предрасположения возникают из приспособления биологических побуждений, социальных и физических условий к психологической сфере человека. Эти же факторы обусловливают и реальное речевое поведение отдельно взятого носителя языка. Поскольку любая ситуация, в которой оказывается говорящий, является, прежде всего, социальной ситуацией со своими законами и регламентированными обществом нормами и стандартами поведения, языковая личность обязана соотносить свои речевые поступки с коммуникативными условиями, иначе ее речевое поведение будет расценено как ненормативное или неуместное.
Данные нормы, традиции, стереотипы, правила и т.п. являются формами существования культуры, и наблюдения разных типов устной речи показали явную зависимость ее качества от принадлежности говорящего к тому или иному типу речевой культуры. Н.И. Толстой выделил две сферы действия литературного языка: элитарную речевую культуру, противопоставив ее просторечной, народной и арготической. Думается, что сфера действия литературного языка намного шире проявления элитарной речевой культуры.
Кроме того, важно представлять, каким образом хранятся в сознании личности традиции и стереотипы речевого поведения. К.Ф. Седов вслед за М. Минским полагает, что сознание говорящего организовано через жанровые фреймыи статусно-ролевые сценарии поведения. В данном случае важно то, что эти речеповеденческие модели формируются на пересечении общественного социально- культурного опыта и индивидуального опыта личности: знания о стандартных речевых ситуациях и способах поведения в них внедряются в сознание человека в процессе его социализации, через активное личное освоение национальных традиций. А поскольку личность является индивидуальностью, выступает как носитель уникального социокультурного опыта, данный фактор (психологический по своей природе) также будет детерминировать речевую деятельность.
По нашему мнению, первой задачей исследователя должно стать обнаружение в дискурсе языковой личности особенных, присущих только ей речевых форм и способов речевого поведения. Такая постановка проблемы требует сплошного обследования свода текстов личности с целью выявить наиболее характерные для нее приемы текстообразования, ее языковые предпочтения и «речевые доминанты». Действуя словом, говорящий сознательно или бессознательно отдает предпочтение определенным стратегиям и формам поведения.
Типы речевого поведения отражают прежде всего уровни коммуникативной компетенции. К.Ф. Седов выделяет три таких типа (конфликтный, центрированный и кооперативный), каждый из которых включает в себя по два подтипа. Речевое поведение языковых личностей в рамках того или иного уровня коммуникативной компетенции может различаться. Различие в языковых формах выражения иллокуции определяется особенностями индивидуального стиля участников коммуникации. К числу параметров дифференциации дискурсивногоповедения можно отнести стратегические предпочтения в рамках фатического речевого поведения, которые отражают своеобразие воспитание человека, специфику его речевой «биографии». Для этого мы прежде выделяем уровневую типологию форм (разновидностей) речевого поведения по характеру гармонизации / дисгармонизации коммуникативного взаимодействия в рамках интеракции. Основным критериям здесь выступает способность участника общения к согласованию своих речевых действий с речевыми действиями коммуникативного партнера.
Итак, К.Ф. Седов выделяет три типа речевых стратегий в коммуникативном конфликте и на их основе – три типа языковых личностей: инвективный, куртуазный и рационально- эвристический. Однако для наиболее точного разделения людей по способности к кооперации в речевом поведении ученый вводит понятие «личности комплекс», включающий в себя набор признаков по степени убывания: доминанту, субдоминанту и субстрат», например: личность с актуализаторской доминантой, конфликтной субдоминатой и активно-центрированным субстратом.
Современное медиапространство открывает большие возможности для анализа языковых личностей-участников массмедийного дискурса, медиаперсон. При относительном многообразии существующих сегодня моделей описания языковой личности наиболее релевантной задачам исследования массмедийного дискурса является, на наш взгляд, модель М.А. Канчер, которая, как уже было отмечено выше, предлагает говорить о трех аспектах описания языковой личности: стилистическом, коммуникативном и лингво-культурологическом. Именно эти параметры положены в основу разработанной нами трехкомпонентный модели описания языковой личности медиаперсоны.