Home » статьи » Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии и биологии

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии и биологии

Абдрахманова Жанна Айткожиновна
преподаватель химии и биологии
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж» КГУ «Управление здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области», СКО

       Аннотация: в статье говорится о познавательной деятельности и единстве чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности в учебном процессе. А также анализируется эффективность обучения, которая находится в прямой зависимости от уровня активности учащегося.
       Ключевые слова: познавательная деятельность, восприятие, действие.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критическое мышление, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики учебной. Это связано с обновлением содержания обучения, формированием у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:
-вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс;
-совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
-широкое общение со сверстниками из других колледжей, регионов, стран;
-свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.       Активизация познавательной деятельности обучающихся
       Обучение – это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличиях [1].

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании обучающегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль преподавателя обеспечивает полноценное усвоение студентами знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

       Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении [2].

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая обучающегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и обучающиеся: преподавание и учение [1].

Отношение обучающихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы [3] выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие [4].

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения – это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и преподавателей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

       Активизацией традиционно называют управление активностью обучающихся. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

       Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [5].

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [6].
  • Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
  • Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение обучающихся к целям и задачам урока;

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение обучающихся в интересную для них форму работы.

Важную роль имеет демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии и биологии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

В виду того, что у меня нет возможности показывать практические эксперименты в реальных условиях, я использую видеоролики или виртуальную лабораторию.

Например, на первом курсе при изучении темы: «Чистые вещества и смеси», я показываю видео по выращиванию кристаллов поваренной соли или медного купороса. А затем прошу студентов попытаться объяснить данное явление. Они, только начавшие изучать химию, с удовольствием выполняют эту работу.

В рамках темы «Органические вещества» предлагаю обучающимся выполнить простые и необременительные в проведении опыты, например, растворение крахмала в холодной и горячей воде; нагревание белка куриного яйца; внесение в пламя шерстяной нити или птичьего пера и т.д. Отмечу, что эксперименты формируют устойчивый интерес к предмету и являются тем самым «мостом», связующим неорганическую и органическую химию.

При изучении темы «Строение и функции органоидов клетки» использую виртуальную лабораторию. Учащиеся самостоятельно могут изучить строение цитоплазмы, комплекса Гольджи, а затем заполнить таблицу и сделать выводы.

Игра приучает учащихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно-воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры.

Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями – одна из компетенций преподавателя колледжа.

Использование ИТК целесообразно применять в тех случаях, если:

  • требуется наглядное представление явлений;
  • применяются игровые формы обучения с использованием состязательной мотивации обучающихся на освоение новых видов деятельности.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день – одни из самых эффективных в активизации познавательной деятельности в преподавании биологии и химии.

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает обучающихся делать сравнение, обобщение и выводы.

Важнейшую роль в активизации обучающихся играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами обучающимся предлагаются творческие задания.

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств студентов; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности ребят; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

 

 

Список литературы:

 

  1. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
  2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 72 с.
  3. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
  4. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
  5. Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога/Б.К. Пашнев.-Ростов н/Д: Феникс,2010.-С. 239-242.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*